"Кремний вырисовывается в мироздании как элемент,обладающий исключительным значение." В.И.Вернадский
Строение атома
Повторяем строение атома кремния, указываем, что у него слабее будут выражены неметаллические свойства и сильнее - металлические, чем у атома углерода.
Простые вещества
КРЕМНИЙ
Он с тобой в любое время,
Лишь нагнись, возьми кусок…
На Земле содержит кремний
Камни, глина и песок.
Друг, проверенный веками,-
В нем история сама,
Подружился кремний с нами,
Стал полезным, и весьма.
Чтоб огнем согреть жилище
Среди холода и скал,
Чтобы приготовить пищу,
Кремень искры высекал.
Не нальешь воды в корзину…
Было трудно до поры.
Обожгли случайно глину –
Появились гончары.
Черепицу и кувшины.
Крынки и горшки для щей…
Люди делают из глины
Много нужных им вещей.
Как хорош хрусталь лучистый:
В нем прохлада и тепло.
Научились люди чисто
Плавить из песка стекло.
Кирпичи дает нам глина.
Краски, прочные вполне,
И подошва для ботинок
Космонавтам на Луне.
Н.К. Шабалина
Даем характеристику простых веществ: кристаллического и аморфного кремния и заключаем, что у кремния существуют две аллотропных модификации.
Рассматриваем химические свойства кремния, его окислительные и восстановительные свойства: взаимодействие с металлами, галогенами и кислородом. Отличительным свойством кремния является его взаимодействие со щелочами. Записываем уравнения соответствующих реакций.
Почему кремний, обычно считают основой неживой приоды, а углерод-- живой? Есть ли неточности в таком делении? Смотрим видеофрагмент "Живое в неживом".
Кремний в природе.
Рассматриваем коллекции минералов и горных пород, содержащих кремний.
Соединения кремния
Оксид кремния (IV): встречается главным образом в виде кварца, входит в состав полудрагоценных и драгоценных камней:топазов, аметистов, опалов и др. Составляем и заполняем таблицу по сравнению свойств оксидов углерода и кремния.
Кремниевая кислота и силикаты. Проводим лабораторный опыт: получение кремниевой кислоты из силиката натрия. Обсуждаем физические и химические свойства этой кислоты.
Мозаика и М.В.Ломоносов.
Учащиеся представляют проектные работы, посвященные роли М.В.Ломоносова в становлении и развитии мозаичного искусства в России. Выступления учащихся с презентацией "Гжель"