«Растительный мир Ростовской области и Красносулинского района"
Submitted by Елена Михайловна Феденко on вс, 15/04/2012 - 21:03
Ход урока I.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- У каждого из вас есть свое восприятие родного края, основанное на ваших личных впечатлениях, рассказах окружающих вас людей. Обогащают наши представления о природе произведения искусств. Каждый писать, художник по-своему видел много раз описанную местность. Постепенно собирался обобщенный образ места. Образ нашего родного края мы и попробуем воссоздать на уроке. Так какова же, она – местность, где мы живем?
- Вспомните из курса ботаники, какова роль растений в жизни природы, и продолжите ответ:
1.Растительность защищает поверхность земли от разрушения внешними процессами.
2. Поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Расскажите, какое влияние оказывает деятельность человека на растительный мир. Приведите примеры. II.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Слайд № 1 Тема: «Растительный мир Ростовской области и Красносулинского района»
Учитель: «Сегодня речь пойдет о растительном мире Ростовской области и представителях, которые встречаются в нашем Красносулинском районе.
Ученики записывают тему в тетрадях.
Учитель: - Что мы будем делать на уроке?
1. Познакомимся с основными типами растительности Ростовской области
2. Выявим особенности типов растительности области и района
- Какие цели вы поставите перед собой?
Ученики формулируют цели, учитель обобщает и дополняет.
Слайд № 2 Цели и задачи урока
III. Изучение новой темы.
- Приведите примеры представителей растительного мира нашего края. Давайте объединим их и начертим схему в виде цветочка (кластера).
Слайд № 3 Карта растительности Ростовской области.
- Определите расположение Красносулинского района на территории Ростовской области, ответьте на вопросы:
- Верно ли утверждение, что Красносулинский район, расположен в степной зоне? (да, нет)
- Есть ли на территории Красносулинского района леса? (да, нет)
Слайд №4-11 учитель демонстрирует основных представителей злаковых степей. Походу просмотра учащиеся заполняют рабочие тетради.
Перечислите растительные формы нашей местности:
- травянистые - ________________________________________________________________________________________________________________________________ - в том числе лекарственные растения - _____________________________________________________________________________________________________________________________ - древесные - _____________________________________________________________________________________________________________________________ - кустарниковые - ______________________________________________________________________________________________________________________________ Слайд №12-23 Знакомство с лекарственными растениями степной зоны.
Работа в тетради. Заполните пропуски в тексте, вставляя одно из слов ( увеличивается, уменьшается).
В направлении с севера на юго-восток видовой состав растений ______________ , потому что меняются климат и почвы. Засушливость ______________. Годовое количество осадков_______________ . Почвы обедняются. Черноземные почвы заменяются каштановыми, в том числе засоленными.
Учитель: «На территории нашего края располагаются леса искусственного происхождения. Это просто чудо, сотворенное человеком. Попытки рукотворного разведения лесов в степной зоне уходят в историческое прошлое. Петр 1, направляясь на войну с Турцией, определил своим указом высаживать дубы взамен тех, которые были срублены для корабельных дел его флотилии. Х1Х и ХХ века тоже оставили территории области леса искусственного происхождения. Это не только отдельные лесные массивы, но и длинные ленты лесополос. Ведь с увеличением лесистости территории, уменьшается засушливость климата. История степного лесоразведения в Красносулинском районе берет отчет с 1876 года. С принятием закона о лесоразведении на землях Войска Донского в это год вблизи станции Горной Воронежской - Ростовской железной дороги на площади около 2175 га было организовано Донское лесничество (ныне Донской лесхоз). Освоение выделенных земель началось под руководством лесничего Федора Филипповича Тихонова. Лесообразующими породами являются: дуб черешчатый, робиния лжеакация, ясень обыкновенный, сосна обыкновенная и крымская, вяз приземистый, тополь черный пирамидальный.
- А теперь сравните ваш и кластеры в начале урока с данными сводной таблицы.
- Что вы нового узнали на уроке?
Слайд №24-43 Видео экскурсия «Красоты Горненского леса»
IV. Закрепление полученных знаний.
Тестовая работа.
Обведите кружочком правильные ответы. ( тестирование можно проводить на компьютере)
1. Растительный мир ростовской области соответствует природной зоне:
1) Пустыня 2) Лес 3) Степь 4) Тундра
2. Основу естественной растительности на территории Ростовской области составляют:
1) деревья 2) травы 3) кустарники 4) мхи
3. Из дикорастущих травянистых растений для донской степи наиболее характерны:
4. Примером неправильного поведения человека в природе является:
1) уборка сухих веток деревьев в лесопосадке
2) посадка молодых деревьев и кустарников
3) бесконтрольная вырубка деревьев
4) сбор цветов дикорастущих растений для букетов.
5. «Узнай меня». Ответы запиши в таблицу:
1) Это растение в народе называют «шелковой травой».
2) Злая, как волчица, жжется как горчица, Что это за диво? Это же …
3) Во саду и огороде пронырем зовут в народе сорную траву полей под названием…..
4) Горькая трава, судьба горька и жизнь бывает нелегка. Но верь в людей и неба синь, и в силу, что дает ….
V. Подведение итогов.
Итоговая оценка складывается из оценки за работу на уроке и в рабочих листах.
V1. Домашнее задание:
Задание №1 Многие виды растений на территории области относятся к редким и исчезающим.Запишите растения, занесенные в Красную книгу России, встречающихся в Красносулинском районе:
Задание №2. Для любознательных: 1. Придумайте и запишите рассказ о судьбе растения, гриба от его имени. 2. Сделайте рисунки (фотографии) и подпишите названия не менее 10 различных видов наиболее широко распространенных растений.
На: «Растительный мир Ростовской области и Красносулинского райо
Уважаемая Мария Владимировна!
Благодарю за внимание к моему материалу и его оценку.
С уважением Феденко Е.М.