Тема: "Построение диаграмм в Excel".
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм в табличном процессоре Excel;
- научить строить диаграммы в табличном процессоре Excel;
Развивающая:
- развивать способности сравнивать, сопоставлять.
Воспитательная:
- воспитывать информационную культуру учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока.
№
|
Этап
|
Время
|
1
|
Организационный момент
|
2 мин
|
2
|
Проверка д/з
|
6 мин
|
3
|
Изучение нового материала
|
13 мин
|
4
|
Закрепление нового материала
|
12 мин
|
5
|
Подведение итогов урока
|
5 мин
|
6
|
Домашнее задание
|
2 мин
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Яковлевна, сегодня урок информатики проведу у вас я.
Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel инаучимся строить диаграммы.
2. Проверка д/з.
А для начала повторим материал, изученный вами на прошлом занятии.
(фронтальный опрос).
- какую тему вы изучали на прошлом уроке? (встроенные функции)
- назовите основные виды встроенных функций (математические, логические, статистические, финансовые, дата и время)
- для того чтобы воспользоваться операцией Автосумма что нужно сделать?(выделить ячейку, нажать ∑, выделить диапазон.)
А теперь выполним практическое задание.(слайд). Для этого вам необходимо сесть за компьютеры. Открываем приложение MSExcel. Обратите внимание на слайд (слайд). Вам нужно составить таблицу значений функции у=√16-3х на отрезке [-4;4] .
Садимся за компьютеры по одному. Первые трое сделавшие получат 5 за проверку д/з.
- Молодцы! С заданием справились.
Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Тема звучит следующим образом: «Построение диаграмм в Excel» (слайд).
3. Изучение нового материала.
Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы. Диаграммы наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.(записать в тетради).(слайд)
Типы диаграмм.Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы( слайд), в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально(представление данных о численности населения различных стран мира).
Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма(слайд), в которой площадь кругового сектора пропорциональна величине части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем сектора могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма).
Диапазон исходных данных: ряды данных и категории.При создании диаграммы в эл. Табл. Прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Диаграммы связаны с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе.
Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
Ряд данных– это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значение ряда данных отображается с помощью столбцов, на круговой – с помощью секторов, на графике – точками, имеющими заданные координаты У.
Категориизадают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой – названиями секторов, а на графикекатегории используются для обозначения делений на оси Х. ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках эл. табл.
Оформление диаграммы
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными(внедренные программы).
Область диаграммы кроме обязательной области построения диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.
Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры, области внедренной диаграммы, а так же перемещать ее по листу. Область построения диаграммы является основным объектом в области диаграммы, так как в ней производится графическое отображение данных. В линейных диаграммах можно изменять цвет столбцов, в круговых – цвет секторов, в графиках форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий.
Линейчатые диаграммы и графики содержат ось категорий (ось Х) и ось(ось У), формат которых можно изменять(толщину, вид и цвет линий).
Важнейшим параметром осей является шкала, которая определяет минимальное и максимальное значение шкалы, а также цену основных и промежуточных деление. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делением шкалы по оси значений- значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значений ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы. Для более точного определения величины столбцов линейчатой диаграммы и положений маркеров графика можно использовать горизонтальные и вертикальные линии сетки. Основные линии сетки продолжают основные деления шкалы, а промежуточные линии – промежуточные деления шкалы.
Название диаграммы и названия осей можно перемещать и изменять их размеры, а также можно изменять тип шрифта, его размеры и цвет.
Легенда содержит названия категорий и показывает используемый для их отображения цвет столбцов в линейчатых диаграммах, цвет секторов в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий на графиках. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, а также можно изменять тип используемого шрифта, его размеры цвет.
(показ в MSExcel) Для того, чтобы построить диаграмму, в первую очередь нам необходимо создать таблицу с данными и выделить диапазон ячеек. Затем нужно вызвать Мастер диаграмм. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.
После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастер диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.
Для создания диаграммы нам необходимо: (слайд) записать в тетрадь
1. Создать таблицу с числовыми данными.
2. Выделить необходимый диапазон данных.
3. Запустить мастер диаграмм.
4. Выбрать тип диаграммы.
5. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4).
6. Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо.
(слайд)Шаг 1: выбор типа диаграммы.
Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Для того, чтобы выбрать один из типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.
Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.
Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.
Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.
Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.
Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.
Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопкуДалее>.
Шаг 3: задание параметров диаграммы.
Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.
Шаг 4: размещение диаграммы.
В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.
4. Закрепление нового материала.
Сейчас, ребята давайте с вами перейдем за компьютеры.
№ п/п
|
Ликвидация последствий
|
Кол-во (%)
|
1.
|
Крушения поездов
|
18%
|
2.
|
Крушения самолетов
|
13%
|
3.
|
Стихийных бедствий
|
53%
|
4.
|
Терактов
|
40%
|
5.
|
Землетрясения в Гаити
|
5%
|
Практическая работа
(слайд) Ребята, вы учитесь в классе «Спасателей», и знаете, что работа спасателей трудна и они сталкиваются с опасностями. Я предлагаю вам проанализировать данные таблицы «Участие спасателей в ликвидации последствий по видам чрезвычайных ситуаций». Результаты представить с помощью диаграммы. Все необходимые данные вам представлены в папках. Напоминаю вам, что вы можете воспользоваться подсказкой «Пошаговое построение диаграммы».
-Молодцы! Все справились с заданием.
Следующее задание (слайд)
Теперь, ребята, пересядьте за парты.
5. Подведение итогов
Рефлексия
Подведем итоги нашего занятия. (слайд) Скажите, что же такое диаграмма? (Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных). Какие типы диаграмм вы знаете? (круговая, гистограмма, столбчатая, график и т.д.). молодцы.
6. Домашнее задание:
Страница 93-97 ("Информатика и ИКТ" Д. М. Угринович) читать, конспект в тетради учить.
|