Тема урока: Табличные базы данных.
Цели урока:
Образовательная:
- обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;
Развивающая:
- формировать правильные представления, связанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней;
Воспитательная:
- формировать информационную культуру учащихся.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
№
|
Этап
|
Время
|
1
|
Орг. момент
|
2 мин
|
2
|
Проверка д/з
|
5 мин
|
3
|
Изучение нового материала
|
12 мин
|
4
|
Закрепление нового материала
|
15 мин
|
5
|
Подведение итогов урока
|
5 мин
|
6
|
Выдача д/з
|
1 мин
|
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Яковлевна, сегодня урок информатики проведу у вас я.
Сегодня на уроке мы познакомимся с табличными базами данных.
2. Проверка д/з.
А для начала повторим материал, изученный вами на прошлом занятии.
(фронтальный опрос).
- какую тему вы изучали на прошлом уроке?(построение диаграмм)
- скажите, что же такое диаграмма? (Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных).
- какие типы диаграмм вы знаете? (круговая, гистограмма, столбчатая, график и т.д.),
- что необходимо для создания диаграммы:
1. Создать таблицу с числовыми данными.
2. Выделить необходимый диапазон данных.
3. Запустить мастер диаграмм.
4. Выбрать тип диаграммы.
5. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4).
6. Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо.
3. Объяснение нового материала.
Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. Тема звучит следующим образом: «Создание табличных баз данных» (слайд 1)
Базы данных представляют собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.
Система управления базами данных Accessвходит в стандартный набор прикладных программ пакета MicrocoftOffice, который используется практически в каждой организации нашей страны. Использование базы данных означает создание для практических целей запросов и отчётов.
Что такое база данных?(слайд 2)
База данных–организационная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения. (это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.)
Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.
Информационная система- это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно – программных средств
для хранения, измерения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.(слайд 3)
Существует несколько различных структур информационных моделей и соответственно различных типов баз данных: табличные, иерархические и сетевые.(слайд 4, 5, 6, 7, 8)
Подробнее остановимся на табличных БД.
Табличные базы данных.(слайд 9)
Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа, т. е. объектов имеющих одинаковый набор свойств. Такую БД удобно представлять в виде двумерной таблицы: в каждой ее строке последовательно размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства- в своем столбце, озаглавленном именем свойства.Столбцы такой таблицы называют полями; каждое поле характеризуется своим именем (имением соответствующего свойства) и типом данных, представляющих значения данного свойства.
Поле БД- это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.(Столбец)
Запись БД- это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях БД.(Строка таблицы)
Каждое поле имеет имя: Дата, осадки, температура…
Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице.
Главным ключом в базе данных называют поле, значение которого не повторяется у разных записей.(слайд 9)
В качестве ключевого поля чаще всего используют поле, содержащее тип данных счетчик. Однако иногда удобнее использовать другие поля : код товара, инвентарный номер.
Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит. Поля могут содержать данные следующих типов:
Тип поля (свойство)(слайд 10)
4. Закрепление.
Этапы работы
1. Проектирование структуры базы данных. Предположим, что нам надо изготовить самый простой вариант базы данных, когда вся информация храниться в одной таблице.
2. Конструирование структуры будущих таблиц базы данных. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор. В ней будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс) и 10 записей. Поле код – уникальный ключ записи.
3. Создание схемы базы данных. При наличии одной таблицы схема базы данных тоже простая: состоит из одной таблицы, т.е. её можно специально не делать.
4. Ввод данных в таблицы. В данном варианте будет одна таблица. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор, а заполнять – в режиме таблицы, продвигаясь по ячейкам с помощью стрелок, клавиши табуляции или мышки.
ЗАДАНИЕ 1.Создайте новую базу данных и изготовьте структуру таблицы с информацией о студентах «Компьютерной школы».
Порядок работы:
· Вызовите программу Access. Для этого дважды щёлкните по программе MicrocoftAccess. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в которых появиться меню.
· Включите мышкой переключатель Новая база данных и щёлкните по кнопке ОК. Появиться диалоговое окно. В поле Имя файла в качестве имени базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы данных.
· Щёлкните по кнопке Создать или нажмите клавишу (Enter).
· В следующем окне выберите тип создаваемого документа (выберите соответствующую закладку). Вы создаёте таблицу, поэтому выберите закладку Таблица. Щёлкните по кнопке Создать.
· Переходим к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь несколько вариантов, но вы выберите Конструктор и щёлкните по кнопке ОК. Появится окно Конструктора.
· В верхней левой клетке введите имя поля (набирайте слово «Фамилия», а не свою фамилию) и нажмите на клавишу (Enter). В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он задаётся Текстовый. Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню.
· Заполните поля в Конструкторе данными из табл.1. Общие свойства поля оставляем по умолчанию (какие задаёт сама программа).
Таблица 1
Имя поля
|
Тип данных
|
Фамилия
|
Текстовый
|
Имя
|
Текстовый
|
Отчество
|
Текстовый
|
Год рождения
|
Числовой
|
Школа
|
Числовой
|
Класс
|
Числовой
|
· Сохраните таблицу, щёлкнув по кнопке пиктографического меню.
· В появившемся окне наберите имя таблицы Список и щёлкните по кнопке ОК. Появится запрос на создание ключевого поля – уникального поля записи, по которому удобно связывать таблицы. В данном варианте будут самостоятельно появляться числа – номера записей.
· Ответьте ДА.
· Перейдите в режим таблицы, щёлкнув по кнопке. Ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение поля Код будет меняться автоматически. Если закончить ввод в ячейку нажатием на клавишу (Enter), то маркер перейдёт в следующую ячейку.
· Заполните базу данных значениями из табл.2.
Таблица 2
Код
|
Фамилия
|
Имя
|
Отчество
|
Год рождения
|
Школа
|
Класс
|
1
|
Иванникова
|
Анна
|
Ивановна
|
1984
|
1
|
9
|
2
|
Баранова
|
Ирина
|
Алексеевна
|
1983
|
3
|
10
|
3
|
Корнилова
|
Ольга
|
Владимировна
|
1984
|
5
|
9
|
4
|
Воробьёв
|
Алексей
|
Петрович
|
1983
|
1
|
10
|
5
|
Воробьёв
|
Алексей
|
Иванович
|
1984
|
3
|
9
|
6
|
Воробьёв
|
Олег
|
Григорьевич
|
1085
|
5
|
8
|
7
|
Скоркин
|
Александр
|
Евгеньевна
|
1982
|
1
|
11
|
8
|
Володина
|
Анна
|
Алексеевна
|
1984
|
3
|
9
|
9
|
Новосёлов
|
Алексей
|
Антонович
|
1983
|
5
|
10
|
10
|
Александрова
|
Елена
|
Алексеевна
|
1984
|
1
|
9
|
· Сохраните введённые данные. В результате вы получили таблицу, с которой можно работать.
5. Итог урока.
1. Что такое база данных?
2. Что такое табличная БД?
3. Приведите примеры информационных систем.
4. Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи?
5. Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат?
6. Какие бывают типы полей? Что обозначает каждый из типов?
7. Слайд 11, 12.
6. Домашнее задание.
Учить конспект.
|