Submitted by Надежда Валерьевна Лаптева on чт, 12/04/2012 - 21:36
Цель: учить правильному обращению с огнем, электроприборами; отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара;
Задачи:
1. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
2. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
3. Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
4. Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Оборудование: плакаты о пожарной безопасности, воздушный шар, выставка книг детских писателей о пожаре ( С.Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”; Е.Пермяк “Как огонь воду замуж взял”).
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
2. Определение темы.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь,
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны.
- О чём будем говорить на классном часе?
3. Основная часть
Правильно, мы сегодня будем говорить о том, почему огонь называют добрым волшебником, другом и беспощадным врагом? (слайд 3).
- Почему огонь называют другом человека?
Огонь – друг человека:
огонь согревает
на огне можно приготовить пищу
огонь освещает, когда темно
Но огонь может стать и злейшим врагом человека.
Когда это может произойти? (ответы детей).
Огонь – враг человека:
огонь – причина пожаров
пожар губит людей,
разрушает их жилища, уничтожает леса и их обитателей.
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал его от диких зверей, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Благодаря огню человечество устремилось в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Сила у огня - друга большая- пребольшая. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!
- Но чтобы не случилась беда, нам нужно преодолеть несколько препятствий.
Препятствие первое. Игра «Если возник пожар»
(Условия игры) Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.
Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,-
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет…
Участник: Злой пожар.(передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в …?
Участник: Квартире. (передача мяча)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …?
Участник: Утюг (передача мяча)
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками….?
Участник: Играл (передача шара)
Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над…?
Участник. Газом. (Передача шара.)
Ведущий. Столб огня чердак объял.
Кто там спички…?
Участник. Зажигал.(Передача шара.)
Ведущий. Побежал пожар во двор.
Это кто там жег…?
Участник. Костёр.(Передача шара.)
Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…?
Участник. Траву. (Передача шара.)
Ведущий. Кто бросал в огонь при этом незнакомые…
Участник. Предметы (передача шара)
Ведущий. Помни, каждый гражданин,
Этот номер…
Участник. «01» (Передача шара)
Ведущий. Дым увидел – не зевай.
И пожарных…
Участник. Вызывай. (Передача шара)
Ведущий. Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем…
Участник. Опасно. (Передача шара)
Второе препятствие - Анализ ситуаций
Учитель: Все ребята молодцы! С первым заданием справились легко. Переходим к следующему препятствию
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?
Дети играли с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?
– Эти детские поступки — шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.
.
Физкультминутка
Исходное положение: стоя у парты.
У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
Переходим к третьему препятствию “Опасная сказка”
Из каких произведений взяты следующие строки?
1.Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! К.Чуковский “Путаница” Слайд
2.И вдруг заголосили:
“Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. С. Маршак “Кошкин дом”Слайд
3.Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Михалков “Дядя Стёпа”.Слайд
Препятствие четвертое: Определи причину
Дети по картинке определяют причины возникновения пожара
Пятое препятствие: Игра «Собери пословицу» (слайд 34).
Составьте пословицу из отдельных частей.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спички – не игрушка, огонь- не забава.
Искра мала, а великое пламя рождает.
Дыма без огня не бывает.
Против огня и камень треснет.
Там не загорится, где огня нет.
Препятствие шестое:Недостающие слова.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали
4. Итог
- Правил очень много, которые нужно соблюдать. Но сейчас мы назовём некоторые из них.
Чтобы не было пожаров,
Надо правило всем знать.
Их, конечно очень много –
Выучим мы их сейчас.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала.
Но много может сделать зла.
Сам костер не разжигай
И другим не позволяй:
Даже крошка огонек
От пожара недалек.
Не бери из печки жар –
Ведь и он таит пожар.
Уголек, хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг.
Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда,
Действовать умело.
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
Если же большой огонь.
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
Быть нельзя огню вблизи
Там, где краска, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно
Говорят:»Опасно!»
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Будьте с огнем осторожны , дети,
Твердо запомните правила эти.
Завершение.
Закончился наш классный час,
Понравилась вам ребята наша игра?
Ну вот и прекрасно, я рада от души
О нашей беседе другим расскажи.
Что шалость опасна, ребята, с огнём,
Огонь может сжечь и квартиру и дом,
Но если заметил вдруг пламя и дым,
Не прыгай как зайка, с ведёрком пустым.
Спокойно старайся огонь потушить,
Пожарную часть об огне известить.
Добро своё и других всегда берегите
Огонь не забава, с огнём не шути.
- Что вам понравилось? Почему?
- Что нового узнали?
Учитель всем детям раздаёт памятки: «Осторожное обращение с огнём»