Google запускает OpenClass LMS
Опубликовано 05/11/2011
Уследить за развитием всех продуктов Google сегодня практически невозможно. Каждый месяц эта корпорация выпускает десятки обновлений и запускает новые сервисы. Так cлучилось и в прошедшем месяце. За информационным шумом вокруг обновлений интерфейса популярных продуктов от Google и популяризации Google Plus практически совсем без внимания остался новый продукт, нацеленный на рынок образования и обучения, – Google OpenClass. А жаль, потому как, судя по всему, OpenClass может наделать много шума на рынке LMS (Learning Management System) и, возможно, даже начать революцию.
На рынке “Систем управления обучением” (LMS) доминируют дорогостоящие комплексные решения, типа BlackBoard, и open-source продукты, которые бесплатны, но имеют сложный процесс установки и настройки, типа Moodle. Пытаться влезть в уже сложившейся рынок без опыта и связей – задача не из легких. Видимо, в Google это тоже понимают, но слишком уж кусок лакомый. Именно по этой причине перед запуском продукта Google решила заручиться поддержкой одного из значимых игроков отрасли – компанией “Pearson”. На международном рынке управления знаниями эта британская корпорация удерживает большую долю рынка в своих руках. Она подготавливает экзамены для многих государств, владеет несколькими издательствами школьных учебников и методических пособий и является одним из составителей вопросов для международного экзамена GMAT. За один только 2010 год доход “Pearson” составил 6.7 миллиардов долларов, так что Google выбрал себе довольно серьезного и значимого на рынке партнера.
Зачем нам OpenClass?
Родителей новорожденного мы представили, давайте теперь поговорим о самом продукте. Итак, наш сегодняшний герой – Google OpenClass. Чем он собирается нас взять? Оказывается, преимуществ, которые могут помочь изменить существующую ситуацию в сфере обучения, более чем достаточно. Начнем со стоимости продукта, которая в данном случае равна нулю. Учитывая то, во сколько сегодня обходится учебным учреждениям содержание системы управления знаниями (обычно это шестизначные числа), можно предположить, что школы и ВУЗы будут заинтересованы сэкономить значительную сумму денег на ежемесячных расходах.
Кто-то из вас может спросить: “А как же бесплатный Moodle?!”. С Moodle не всё так просто, как кажется. Дело в том, что с базовыми установками эта LMS очень бедна и выглядит устаревшей. Тот, кто пытался установить Moodle, наверняка знает, насколько это непростая задача. По этой причине стали появлятся фирмы, занимающиеся настройкой и кастомизацией Moodle, которые просят за свои услуги приличные деньги. Таким образом, легким взмахом руки бесплатный Moodle превращается в дорогостоящее удовольствие, которое к тому же еще нужно настроить под себя.
Pearson c Google пошли другим путем и, чтобы не создавать дополнительных задач учебным завадениям, решили держать всю серверную часть у себя. Таким образом, компании пытаются упростить процесс установки и внедрения своей LMS в учебных заведениях. Согласитесь, что это может сэкономить много сил и нервов для администрации школ и айтишников.
Итого мы имеем: нет надобности покупать дорогостоящие лицензии на программу, нет затрат на “железо” и установку, нет расходов на хостинг. На фоне всего вышесказанного вырисовывается логичный вопрос: “На чем же они собираются зарабатывать?”. Всё довольно просто: компании хотят создать внутри OpenClas магазин курсов и лекций, которые смогут создавать сторонние фирмы и разработчики, и предлагать их всем желающим. В итоге должно получиться нечто похожее на Android Market и AppStore от Apple. Видимо, с разработчиков будет взыматься некий процент от продаж и за счет этого Google и Pearson планируют зарабатывать. Насколько это осуществимо, время покажет.
Дополнительным преимуществом OpenClass является его тесная интеграция с существующими продуктами Google. В систему изначально встроены и интегрированы такие инструменты как Gmail, Google Calendar, GTalk. Кроме того, по слухам, прямо из коробки есть поддержка Skype. Все эти инструменты уже знакомы большинству пользователей, а если пользователь слишком молод, то знакомство с ними в раннем возрасте сэкономит ему время и силы в будущем.
Социальная составляющая проекта (Social Learning)
Социальное обучение и совместная работа (collaboration) в области обучения стали основными рекламными слоганами последних лет. Не мог мимо этих трендов пройти и Google. А учитывая, что всего пару месяцев назад была запущена социальная сеть Google Plus под носом у могучего Facebook, можно понять насколько Google сейчас необходимо укрепить свои позиции в сфере социальных сетей. По этой причине во всех пресс-релизах OpenClass делается ударение на то, что в данной LMS большую важность придают социальной составляющей обмена информацией. По такому поводу Google и Pearsons даже пытаются ввести новое понятие – “Social Learning Management System” (социальная система управления знаниями).
Социальные функции нацелены как внутрь, так и в наружу из отдельных классов. Пока тяжело перечислить список всех предполагаемых инструментов, которые будут использоваться в целях совместной работы и обмена информацией, но после полноценного релиза платформы, я думаю, мы узнаем все подробности. Одно могу предположить точно, что Google будет пытаться интегрировать хотя бы часть функций из Google Plus. Первопроходцы, уже успевшие посмотреть на систему изнутри, пишут о том, что даже интерфейс очень похож на интерфейс Googpe Plus, простой и чистый, всё внимание фокусируется на активной деятельности, а не на контенте.
На кого нацелен продукт?
Прежде всего на школы и университеты. Электронное обучение давно перешло из разряда научной фантастики в обязательное требование ко всем ВУЗам. Ситуация в школах тоже меняется с каждым годом. Не знаю как в России, а в Израиле родители могут видеть успеваемость своего ребенка прямо не отходя от компьютера, там же можно просмотреть домашние задания и темы, которые проходят по разным предметам. “Нам ничего не задали” больше не работает. Про университеты и колледжи и вовсе нечего говорить, там давно все проходимые материалы и задания выставляются только на внутренних системах обучения, типа HighLearn или Moodle. Не правда ли удобно начинать внедрение со столь предрасположенного к инновациям поля?
А теперь позвольте обратить ваше внимание на ещё один момент… Если молодежь за первые 20 лет своей сознательной жизни будет иметь дело только с продуктами Google, с интерфейсами Google и с логикой работы от Google, как вы думаете, какие инструменты для работы они выберут, когда станут молодыми специалистами? Понимаете, куда клонит Google и насколько “коварен” план главной “корпорации добра”? Очень продуманный шаг. И если OpenClass выстрелит, страшно подумать до каких масштабов может дойти повсеместная любовь к Google. Но не будем забегать вперёд. Наверняка, ВУЗы и школы – это лишь стартовая площадка для OpenClass LMS, так как оттуда проще начинать. Я не удивлюсь, если через пару лет модифицированная LMS от Google начнет проталкивать себе путь на корпоративном рынке. Moodle ведь тоже начинал, как продукт для школ и университетов, но незаметно стал использоваться многими фирмами и организациями для создания среды обучения внутри корпоративной сети.
Для установки OpenClass вам понадобится Google Apps for Education. На данный момент новая система управления обучением находится в статусе “Beta” и проходит тестирование в нескольких университетах. По сути, OpenClass является облачным сервисом, что по логике должно упростить задачу установки сервиса для учебных учреждений.
Возможно Pearson на пару с Google слишком рано хоронят классические LMS, но в том, что у OpenClass займет определенную долю рынка, у меня сомнений нет. А пока я буду продолжать с интересом наблюдать за этим продуктом. Официальный сайт проекта – http://www.joinopenclass.com.
Источник: http://armikael.com/elearning/google_launching_openclass_lms.html
|