Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс по биологии "Мир микроорганизмов"

Размещено: Тамара Владимировна Сафиуллина - вт, 10/04/2012 - 14:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сафиуллина Т.В.
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №4 г.Азнакаево Республика Татарстан, учитель биологии

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Рабочая программа и планирование элективного курса по биологии для учащихся 9-х классов &quot;Мир микроорганизмов&quot;</p>

Элективный курс по биологии «Мир микроорганизмов». (18 часов).

Пояснительная записка.

   В школьном курсе «Биология» миру микроорганизмов уделяется незначительное количество уроков: 4-5 часов в 6-ом классе (бактерии, водоросли), 2часа в 7-ом классе (простейшие). Тогда как мир микроорганизмов весьма велик и разнообразен, значение этого мира для существования жизни на Земле громадно. Поэтому для более полного понимания сущности и проявлений жизни, расширения биологических знаний, усиления интереса к науке «Биология» в предпрофильном классе предлагается элективный курс «Мир микроорганизмов».

    Предлагаемая программа охватывает основные разделы общей микробиологии, которые знакомят учащихся с историей микробиологии, разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни человека. В курсе отражено всё разнообразие микроорганизмов (прокариоты и эукариоты). Большое внимание уделяется прокариотическим  организмам (бактерии, археи, цианобактерии). Охарактеризовано строение их клеток; отмечены метаболические процессы, свойственные только прокариотам: азотфиксация, хемосинтез, фотосинтез без выделения кислорода, образование метана и др. Кроме прокариотов, в программе курса уделяется внимание микроорганизмам-эукариотам, их строении, жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека.

     Курс позволит расширить представления о роли бактерий и других микроорганизмов-эукариотов (одноклеточные грибы, растения и животные) в эволюции живого и их месте в важнейших круговоротах химических элементов. Рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами, даётся представление о микробном сообществе.                                                                                                                                                                Большое внимание уделяется патогенным микроорганизмам, профилактике заболеваний, вызванных паразитическими микроорганизмами, проявлениям заболеваний и мерам первой помощи при отравлениях. Программой курса предусмотрено рассматривание примеров использования микроорганизмов в сельском хозяйстве, пищевой и лекарственной промышленностях, биотехнологии, генной инженерии.

   Помимо теоретических занятий в курсе предполагается проведение лабораторных работ по выращиванию и изучению микроорганизмов, самостоятельные работы с биологической литературой, проведение семинарских занятий. Курс базируется на биологических дисциплинах, а также затрагивает области химии, географии. Цель курса.

 Цель курса. Формирование научного мировоззрения, современных взглядов о месте микроорганизмов в системе живой природы и роли их в окружающей среде.

 Задачи курса.

·         Расширить и углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строения их клеток, физиологии, генетике, обмене веществ.

·         Дать представление о взаимодействиях между микроорганизмами и организации микробного сообщества.

·         Обосновать представления об участии микроорганизмов в природных сообществах как важнейшей геологической силе.

·         Расширить знания о роли микроорганизмов в жизни человека.

·         Познакомить учащихся с основными методами микробиологии.

·         Развивать умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения фактов; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с учебной и научно-популярной литературой; владеть терминологией предмета.

          

 

                                                                                   Содержание курса                                                                                                                                                                                                                                                   Введение (2 часа).                                                                                                                                                                               Микробиология как наука. Задачи курса. Основные отрасли микробиологии, связь с другими науками, значение. История развития микробиологии. Мир микроорганизмов. Классификация живых организмов. Основные группы прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Время существования микроорганизмов на Земле, особенности их взаимодействия с окружающей средой, место и роль в истории формирования биосферы.                                                                                                                                                                            

Раздел 1. Морфология микроорганизмов (5 часов).                                                                                                                 Организация прокариотической и эукариотической клеток.                                                                                                 Строение и размеры клеток прокариот. Основные структуры прокариотической клетки (нуклеоид, цитоплазма,                            плазматическая мембрана,клеточная стенка. включения, капсула и др.). Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Генетический аппарат бактерий, особенности переноса наследственной информации. Размножение. Движение. Эндоспоры бактерий.                                                                                             Строение микроорганизмов-эукариот. Одноклеточные грибы, особенности строения клеток, многообразие одноклеточных грибов. Одноклеточные растения и животные. Эвглена зелёная как переходная форма между растениями и животными. Особенности строения клеток эукариот, генетический материал и способ передачи наследственной информации клеток-эукариот.                                                                                                           Лабораторная работа №1. Приготовление микропрепарата бактерий и рассматривание его под микроскопом. Лабораторная работа №2. Приготовление микропрепарата одноклеточных водорослей  и рассматривание его под микроскопом.                                                                                                                                                                        Лабораторная работа №3. Приготовление микропрепарата простейших и рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Физиология микроорганизмов (4 часа).                                                                                                                          Условия существования микроорганизмов. Отношение микроорганизмов к кислороду, температуре, кислотности среды, солёности, свету и другим физико-химическим факторам.                                                                              Размножение микроорганизмов (половое и бесполое). Переживание неблагоприятных условий.                                Типы питания микроорганизмов (автотрофы, гетеротрофы). Способы получения энергии (брожение, дыхание, анаэробное дыхание, фотосинтез). Использование микроорганизмами органических и неорганических веществ для получения энергии.                                                                                                                                                                              Виды брожения: молочнокислое, маслянокислое, уксуснокислое и др. Бактерии анаэробы: денитрификаторы, сульфат- и сероредукторы, железоредукторы, метаногены и др. Хемолитотрофные микроорганизмы (нитрифицирующие, водородные бактерии, железобактерии). Открытие хемосинтеза С.Н.Вернадским.                 Основные группы фотосинтезирубщих микроорганизмов (пурпурные, цианобактерии, одноклеточные водоросли, галобактерии), особенности фотосинтеза. Азотфиксация и азотфиксирующие организмы.

 

Раздел 3. Микроорганизмы в природе (4 часа).                                                                                                              Взаимоотношения микроорганизмов друг с другом. Примеры симбиоза микро- и макроорганизмов. Трофические (пищевые) цепи микроорганизмов на примере разложения растительных остатков. Микробное сообщество, его организация и особенности структуры.

   Участие микроорганизмов в важнейших геохимических круговоротах углерода. Кислорода, азота, серы и др. Геологическая деятельность микроорганизмов. Вклад российских учёных (С.Н.Виноградского, Б.Л.Исаченко, С.И.Кузнецова) в исследования роли микроорганизмов в природных процессах.

   Цианобактерии как пример реликтовых форм. Роль прокариот в истории биосферы. Бактериальная палеонтология.

Микроорганизмы, вызывающие болезни растений и  животных. Грибковые заболевания растений.

 

Раздел 4. Микроорганизмы в жизни человека (3 часа).                                                                                                                  Патогенные бактерии, болезни, вызываемые микроорганизмами. Профилактика, симптомы, течение заболеваний, вызванных патогенными бактериями. Первая помощь при отравлениях. Санитарно-биологический анализ объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищевых продуктов).

Роль микроорганизмов в самоочищении окружающей среды. Использование микроорганизмов в помышленности, фармацевтии,  для очистки сточных вод. Значение микробиологии в познании окружающего мира.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата пред

 

Дата

факт.

 

Планируемые

результаты

Виды учебной

деятельности

Виды контроля

Дом.

задание

                                                                     Введение (2 часа).                                                                                                                                                                               

1

История развития микробио-логии.

XII

 

Знать: Предмет и  задачи микробиологии; основные отрасли микробиологии, связь с другими науками; основные вехи истории развития микробиологии.

Лекция.

Ответы на вопросы.

Записи.

2

Мир микроорганизмов

XII

 

Знать: классификацию живых организмов; основные группы прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Уметь: доказывать древность существования микроорганизмов на Земле.

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

Записи.

                                                          Раздел 1. Морфология микроорганизмов (5 часов).                                                                                                                

3

Строение клеток прокариот.

I

 

Знать: строение и размеры клеток прокариот; Основные структуры прокариотической клетки; строение генетического аппарата бактерий, особенности переноса наследственной информации. Уметь: описывать строение прокариотической клетки.

Лекция.

беседа по вопросам.

 

4

Строение микроорганизмов-эукариот.

I

 

Знать: особенности строения микроорганизмов-эукариот;  генетический материал и способ передачи наследственной информации клеток-эукариот Уметь: описывать  строение прокариотической клетки.

Лекция.

беседа по вопросам.

 

5

Лабораторная  работа №1.                                                                                                                                                                      

II

 

Уметь: Приготовить микропрепарат бактерий; описывать и делать выводы

Выполнение ЛР  «Приготовление микропрепарата бактерий и рассматривание его под микроскопом»

Оформление работы

 

6

Лабораторная  работа №2.

II

 

Уметь: Приготовить микропрепарат одноклеточных водорослей; описывать и делать выводы

Выполнение ЛР  «Приготовление микропрепарата одноклеточных водорослей  и рассматривание его под микроскопом»

Оформление работы

 

7

Лабораторная  работа №3.

II

 

Уметь: Приготовить микропрепарат простейших; описывать и делать выводы

Выполнение ЛР  «Приготовление микропрепарата простейших и рассматривание его под микроскопом»

Оформление работы

 

                                              Раздел 2. Физиология микроорганизмов (4 часа).                                                                                                                          

8

Условия существо - вания микроорганизмов

II

 

Знать: условия существования микроорганизмов; отношение микроорганизмов к физико-химическим факторам среды. Уметь: называть условия, необходимые для существования микроорганизмов и доказывать их необходимость.                                                                                                 

Рассказ учителя.

беседа по вопросам.

Записи.

9

Размножение микроорганизмов.                               

III

 

Знать: виды размножения микроорганизмов; значение спорообразования и образования цист для переживания неблагоприятных условий. Уметь: описывать циклы размножения микроорганизмов.

Рассказ учителя.

беседа по вопросам.

Записи.

10

Типы питания микроорганизмов

III

 

Знать: типы питания микроорганизмов; способы получения энергии; виды брожения.  Уметь: называть и различать типы питания микроорганизмов; способы получения энергии; виды брожения.

Лекция.

беседа по вопросам.

Записи.

11

Фотосин - тез. Конструк -тивный метабо -лизм микроорганизмов.

III

 

Знать: основные группы фотосинтезирующих микроорганизмов, особенности фотосинтеза; особенности жизнедеятельности хемосинтетиков,  азотфиксирующих организмов и  бактерий- анаэробов. Уметь: доказывать значение фотосинтеза и хемосинтеза для эволюции биосферы.

Лекция. Рассказ учителя.

беседа по вопросам.

Записи.

                                                            Раздел 3. Микроорганизмы в природе (4 часа).

12

Микробное сообщество, его организация и особенности структуры.

IV

 

Знать: Взаимоотношения микроорганизмов друг с другом; особенности микробного сообщества. Уметь: приводить примеры симбиоза микро- и макроорганизмов; пищевых цепей микроорганизмов на примере разложения растительных остатков.

  

 

Лекция.

Беседа по вопросам.

Записи.

13

Микроорга низмы и круговорот веществ в биосфере.

IV

 

Знать: примеры участия микроорганизмов в важнейших геохимических круговоротах; геологической деятельности микроорганизмов; вклад российских учёных в исследования роли микроорганизмов в природных процессах. Уметь: приводить примеры схем круговоротов элементов в биосфере.

  

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

Записи.

14

Роль прокариот в истории биосферы.

IV

 

Знать: роль прокариот в истории биосферы; задачи и достижения бактериальной палеонтологии. Уметь: доказывать важнейшую роль микроорганизмов в истории биосферы.

 

Лекция.

Беседа по вопросам.

Записи. Подготовка сообщений.

15

Микроорганизмы-паразиты  растений и  животных.

IV

 

Знать: примеры микроорганизмов, вызывающих болезни растений и  животных; основные виды грибковых заболеваний растений и меры их профилактики. Уметь: различать проявления заболеваний растений, вызванных микроорганизмами.

 

Рассказ учителя.

Сообщения учащихся, беседа по вопросам.

Подготовка сообщений.

                                         Раздел 4. Микроорганизмы в жизни человека (3 часа).                                                                                                                 

16

Семинар №1.Патогенные бактерии, болезни, вызываемые микроорганизмами

V

 

Знать: виды патогенных бактерий и болезни, вызываемые микроорганизмами; меры профилактики, симптомы и течение заболеваний, вызванных патогенными бактериями; виды санитарно-биологического анализа объектов окружающей среды. Уметь: распознавать симптомы отравления; оказать первую помощь при отравлениях.

 

Работа с биологической литературой.

Сообщения учащихся, беседа по вопросам.

Подготовка сообщений.

17

Семинар №2 Использование микроорганизмов в практической деятельности человека.

V

 

Знать: роль микроорганизмов в самоочищении окружающей среды; виды микроорганизмов, используемых в производстве продуктов питания и лекарственных препаратов; примеры использования микроорганизмов  для очистки сточных вод.

Работа с биологической литературой.

Сообщения учащихся, беседа по вопросам.

Подготовка сообщений.

18

Семинар №3 Итоговое занятие. Значение микробиологии в познании окружающего мира.

V

 

Знать: значение микробиологии в познании окружающего мира, практической деятельности человека; успехи современной биотехнологии и генной инженерии. Уметь: доказывать необходимость знаний микробиологии.

Работа с биологической литературой.

Сообщения учащихся, беседа по вопросам.

Подготовка сообщений.

                             

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн