Элективный курс по биологии «Мир микроорганизмов». (18 часов).
Пояснительная записка.
В школьном курсе «Биология» миру микроорганизмов уделяется незначительное количество уроков: 4-5 часов в 6-ом классе (бактерии, водоросли), 2часа в 7-ом классе (простейшие). Тогда как мир микроорганизмов весьма велик и разнообразен, значение этого мира для существования жизни на Земле громадно. Поэтому для более полного понимания сущности и проявлений жизни, расширения биологических знаний, усиления интереса к науке «Биология» в предпрофильном классе предлагается элективный курс «Мир микроорганизмов».
Предлагаемая программа охватывает основные разделы общей микробиологии, которые знакомят учащихся с историей микробиологии, разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни человека. В курсе отражено всё разнообразие микроорганизмов (прокариоты и эукариоты). Большое внимание уделяется прокариотическим организмам (бактерии, археи, цианобактерии). Охарактеризовано строение их клеток; отмечены метаболические процессы, свойственные только прокариотам: азотфиксация, хемосинтез, фотосинтез без выделения кислорода, образование метана и др. Кроме прокариотов, в программе курса уделяется внимание микроорганизмам-эукариотам, их строении, жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс позволит расширить представления о роли бактерий и других микроорганизмов-эукариотов (одноклеточные грибы, растения и животные) в эволюции живого и их месте в важнейших круговоротах химических элементов. Рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами, даётся представление о микробном сообществе. Большое внимание уделяется патогенным микроорганизмам, профилактике заболеваний, вызванных паразитическими микроорганизмами, проявлениям заболеваний и мерам первой помощи при отравлениях. Программой курса предусмотрено рассматривание примеров использования микроорганизмов в сельском хозяйстве, пищевой и лекарственной промышленностях, биотехнологии, генной инженерии.
Помимо теоретических занятий в курсе предполагается проведение лабораторных работ по выращиванию и изучению микроорганизмов, самостоятельные работы с биологической литературой, проведение семинарских занятий. Курс базируется на биологических дисциплинах, а также затрагивает области химии, географии. Цель курса.
Цель курса. Формирование научного мировоззрения, современных взглядов о месте микроорганизмов в системе живой природы и роли их в окружающей среде.
Задачи курса.
· Расширить и углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строения их клеток, физиологии, генетике, обмене веществ.
· Дать представление о взаимодействиях между микроорганизмами и организации микробного сообщества.
· Обосновать представления об участии микроорганизмов в природных сообществах как важнейшей геологической силе.
· Расширить знания о роли микроорганизмов в жизни человека.
· Познакомить учащихся с основными методами микробиологии.
· Развивать умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения фактов; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с учебной и научно-популярной литературой; владеть терминологией предмета.
Содержание курса Введение (2 часа). Микробиология как наука. Задачи курса. Основные отрасли микробиологии, связь с другими науками, значение. История развития микробиологии. Мир микроорганизмов. Классификация живых организмов. Основные группы прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Время существования микроорганизмов на Земле, особенности их взаимодействия с окружающей средой, место и роль в истории формирования биосферы.
Раздел 1. Морфология микроорганизмов (5 часов). Организация прокариотической и эукариотической клеток. Строение и размеры клеток прокариот. Основные структуры прокариотической клетки (нуклеоид, цитоплазма, плазматическая мембрана,клеточная стенка. включения, капсула и др.). Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Генетический аппарат бактерий, особенности переноса наследственной информации. Размножение. Движение. Эндоспоры бактерий. Строение микроорганизмов-эукариот. Одноклеточные грибы, особенности строения клеток, многообразие одноклеточных грибов. Одноклеточные растения и животные. Эвглена зелёная как переходная форма между растениями и животными. Особенности строения клеток эукариот, генетический материал и способ передачи наследственной информации клеток-эукариот. Лабораторная работа №1. Приготовление микропрепарата бактерий и рассматривание его под микроскопом. Лабораторная работа №2. Приготовление микропрепарата одноклеточных водорослей и рассматривание его под микроскопом. Лабораторная работа №3. Приготовление микропрепарата простейших и рассматривание его под микроскопом.
Раздел 2. Физиология микроорганизмов (4 часа). Условия существования микроорганизмов. Отношение микроорганизмов к кислороду, температуре, кислотности среды, солёности, свету и другим физико-химическим факторам. Размножение микроорганизмов (половое и бесполое). Переживание неблагоприятных условий. Типы питания микроорганизмов (автотрофы, гетеротрофы). Способы получения энергии (брожение, дыхание, анаэробное дыхание, фотосинтез). Использование микроорганизмами органических и неорганических веществ для получения энергии. Виды брожения: молочнокислое, маслянокислое, уксуснокислое и др. Бактерии анаэробы: денитрификаторы, сульфат- и сероредукторы, железоредукторы, метаногены и др. Хемолитотрофные микроорганизмы (нитрифицирующие, водородные бактерии, железобактерии). Открытие хемосинтеза С.Н.Вернадским. Основные группы фотосинтезирубщих микроорганизмов (пурпурные, цианобактерии, одноклеточные водоросли, галобактерии), особенности фотосинтеза. Азотфиксация и азотфиксирующие организмы.
Раздел 3. Микроорганизмы в природе (4 часа). Взаимоотношения микроорганизмов друг с другом. Примеры симбиоза микро- и макроорганизмов. Трофические (пищевые) цепи микроорганизмов на примере разложения растительных остатков. Микробное сообщество, его организация и особенности структуры.
Участие микроорганизмов в важнейших геохимических круговоротах углерода. Кислорода, азота, серы и др. Геологическая деятельность микроорганизмов. Вклад российских учёных (С.Н.Виноградского, Б.Л.Исаченко, С.И.Кузнецова) в исследования роли микроорганизмов в природных процессах.
Цианобактерии как пример реликтовых форм. Роль прокариот в истории биосферы. Бактериальная палеонтология.
Микроорганизмы, вызывающие болезни растений и животных. Грибковые заболевания растений.
Раздел 4. Микроорганизмы в жизни человека (3 часа). Патогенные бактерии, болезни, вызываемые микроорганизмами. Профилактика, симптомы, течение заболеваний, вызванных патогенными бактериями. Первая помощь при отравлениях. Санитарно-биологический анализ объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищевых продуктов).
Роль микроорганизмов в самоочищении окружающей среды. Использование микроорганизмов в помышленности, фармацевтии, для очистки сточных вод. Значение микробиологии в познании окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
Дата пред
Дата
факт.
Планируемые
результаты
Виды учебной
деятельности
Виды контроля
Дом.
задание
Введение (2 часа).
1
История развития микробио-логии.
XII
Знать: Предмет и задачи микробиологии; основные отрасли микробиологии, связь с другими науками; основные вехи истории развития микробиологии.
Лекция.
Ответы на вопросы.
Записи.
2
Мир микроорганизмов
XII
Знать: классификацию живых организмов; основные группы прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Уметь: доказывать древность существования микроорганизмов на Земле.
Рассказ учителя.
Беседа по вопросам.
Записи.
Раздел 1. Морфология микроорганизмов (5 часов).
3
Строение клеток прокариот.
I
Знать: строение и размеры клеток прокариот; Основные структуры прокариотической клетки; строение генетического аппарата бактерий, особенности переноса наследственной информации. Уметь: описывать строение прокариотической клетки.
Лекция.
беседа по вопросам.
4
Строение микроорганизмов-эукариот.
I
Знать: особенности строения микроорганизмов-эукариот; генетический материал и способ передачи наследственной информации клеток-эукариот Уметь: описывать строение прокариотической клетки.
Лекция.
беседа по вопросам.
5
Лабораторная работа №1.
II
Уметь: Приготовить микропрепарат бактерий; описывать и делать выводы
Выполнение ЛР «Приготовление микропрепарата бактерий и рассматривание его под микроскопом»
Оформление работы
6
Лабораторная работа №2.
II
Уметь: Приготовить микропрепарат одноклеточных водорослей; описывать и делать выводы
Выполнение ЛР «Приготовление микропрепарата одноклеточных водорослей и рассматривание его под микроскопом»
Оформление работы
7
Лабораторная работа №3.
II
Уметь: Приготовить микропрепарат простейших; описывать и делать выводы
Выполнение ЛР «Приготовление микропрепарата простейших и рассматривание его под микроскопом»
Оформление работы
Раздел 2. Физиология микроорганизмов (4 часа).
8
Условия существо - вания микроорганизмов
II
Знать: условия существования микроорганизмов; отношение микроорганизмов к физико-химическим факторам среды. Уметь: называть условия, необходимые для существования микроорганизмов и доказывать их необходимость.
Рассказ учителя.
беседа по вопросам.
Записи.
9
Размножение микроорганизмов.
III
Знать: виды размножения микроорганизмов; значение спорообразования и образования цист для переживания неблагоприятных условий. Уметь: описывать циклы размножения микроорганизмов.
Рассказ учителя.
беседа по вопросам.
Записи.
10
Типы питания микроорганизмов
III
Знать: типы питания микроорганизмов; способы получения энергии; виды брожения. Уметь: называть и различать типы питания микроорганизмов; способы получения энергии; виды брожения.
Знать: основные группы фотосинтезирующих микроорганизмов, особенности фотосинтеза; особенности жизнедеятельности хемосинтетиков, азотфиксирующих организмов и бактерий- анаэробов. Уметь: доказывать значение фотосинтеза и хемосинтеза для эволюции биосферы.
Лекция. Рассказ учителя.
беседа по вопросам.
Записи.
Раздел 3. Микроорганизмы в природе (4 часа).
12
Микробное сообщество, его организация и особенности структуры.
IV
Знать: Взаимоотношения микроорганизмов друг с другом; особенности микробного сообщества. Уметь: приводить примеры симбиоза микро- и макроорганизмов; пищевых цепей микроорганизмов на примере разложения растительных остатков.
Лекция.
Беседа по вопросам.
Записи.
13
Микроорга низмы и круговорот веществ в биосфере.
IV
Знать: примеры участия микроорганизмов в важнейших геохимических круговоротах; геологической деятельности микроорганизмов; вклад российских учёных в исследования роли микроорганизмов в природных процессах. Уметь: приводить примеры схем круговоротов элементов в биосфере.
Рассказ учителя.
Беседа по вопросам.
Записи.
14
Роль прокариот в истории биосферы.
IV
Знать: роль прокариот в истории биосферы; задачи и достижения бактериальной палеонтологии. Уметь: доказывать важнейшую роль микроорганизмов в истории биосферы.
Лекция.
Беседа по вопросам.
Записи. Подготовка сообщений.
15
Микроорганизмы-паразиты растений и животных.
IV
Знать: примеры микроорганизмов, вызывающих болезни растений и животных; основные виды грибковых заболеваний растений и меры их профилактики. Уметь: различать проявления заболеваний растений, вызванных микроорганизмами.
Рассказ учителя.
Сообщения учащихся, беседа по вопросам.
Подготовка сообщений.
Раздел 4. Микроорганизмы в жизни человека (3 часа).
Знать: виды патогенных бактерий и болезни, вызываемые микроорганизмами; меры профилактики, симптомы и течение заболеваний, вызванных патогенными бактериями; виды санитарно-биологического анализа объектов окружающей среды. Уметь: распознавать симптомы отравления; оказать первую помощь при отравлениях.
Работа с биологической литературой.
Сообщения учащихся, беседа по вопросам.
Подготовка сообщений.
17
Семинар №2 Использование микроорганизмов в практической деятельности человека.
V
Знать: роль микроорганизмов в самоочищении окружающей среды; виды микроорганизмов, используемых в производстве продуктов питания и лекарственных препаратов; примеры использования микроорганизмов для очистки сточных вод.
Работа с биологической литературой.
Сообщения учащихся, беседа по вопросам.
Подготовка сообщений.
18
Семинар №3 Итоговое занятие. Значение микробиологии в познании окружающего мира.
V
Знать: значение микробиологии в познании окружающего мира, практической деятельности человека; успехи современной биотехнологии и генной инженерии. Уметь: доказывать необходимость знаний микробиологии.