Тема: Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.
Цель: приобретение теоретических знаний в области алгоритмики и навыков словесного описания алгоритма.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, вы познакомитесь с новым понятием, которое является фундаментальным в информатике.
3. Актуализация знаний.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делаете с самого утра и до вечера? Кто-нибудь обращал внимание, что большинство ваших действий повторяется изо дня в день? Что для того чтобы придти к определенному результату, нужно выполнить определенную последовательность действий? Нарушение которых может привести к разным последствиям как к хорошим так и к плохим. Такая последовательность действий в информатике называется алгоритмом. И тема нашего урока «алгоритм. Свойства алгоритма.»
4. Новая тема.
Подумайте и попробуйте сформулировать определение алгоритма.
Алгоритм– это строго определенная последовательность действий, исполнение которой приводит к задуманному результату за конечное число шагов.
Слово «алгоритм» происходит от лат. algorithmi– латинской формы написания имени выдающегося математика 9 века аль-Хорезми
Человек часто сталкивается в повседневной жизни с алгоритмами. Обычно, мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь, однако чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить порядок выполнения действий. Какие действия необходимо будет выполнить ребенку, чтобы открыть дверь?
1. Достать ключ из кармана.
2. вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки
4. вынуть ключ.
Это пример алгоритма из жизни. А приведите мне, пожалуйста, примеры алгоритмов с ваших уроков. Т.е., примеры алгоритмов, которыми вы пользуетесь на уроках. (разбор слова по составу – р.я., лабораторные работы на уроках физики и химии, разбор, сбор автомата на ОБЖ и т.д.)
Вот сейчас вы приводили примеры алгоритмов. Скажите, а зачем нужен алгоритм?(чтобы наша жизнь была стабильной управляемой).
Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм, и вы мне сейчас поможете их определить.
Предположим вам дали конфету и сказали : «съешь конфету». Этот пример будет являться примером алгоритма? Почему? Давайте составим алгоритм съедания конфеты.
1. Взять конфету.
2. Развернуть фантик.
3. Съесть конфету.
4. Выбросить фантик.
Так вот, разделение алгоритма на последовательность шагов является важным свойством и называется?..(дискретность)
Выполнение получившегося алгоритма съедания конфеты приведет нас к результату? Каждый раз можно съесть конфету, используя этот алгоритм? Как можно такое свойство назвать? (результативность). А если взять другие конфеты то алгоритм, описанный нами, измениться или будет работать в каждом случае? Как будет называться такое свойство? (массовость)
При этом кто бы ни был исполнителем алгоритма, выполнив очередную команду, он должен точно знать, какую команду необходимо исполнять следующей. Это свойство алгоритма называется детерминированность.
На слайде представлен тот же алгоритм поедания конфеты. Он вам понятен? Вы сможете выполнить команды, которые здесь описаны? Т.е. каким должен быть алгоритм? (понятным). Алгоритм должен обладать таким свойством как понятность
Главная особенность любого алгоритма - его формальное исполнение. Это значит, что составленный алгоритм может исполнить что угодно. До сих пор нами рассматривались примеры в которых исполнителем был человек. А кто еще может быть исполнителем? А кто из перечисленных будет являться идеальным исполнителем? Почему вы так думаете?(машина не умеет думать, а просто выполняет команды, отсутствие человеческого фактора)
Запишем что такое исполнитель.
Исполнитель - это абстрактная или реальная система, способная выполнить действия предписанное алгоритмом.
Каждый исполнитель обладает определенным набором команд, которые он может выполнить. Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему его команд.
Система команд исполнителя – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять. Для выполнения команд необходима обстановка, в которой исполнитель будет выполнять последовательность действий.
Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель.
5. Закрепление.
1 задание(устно). Назови исполнителей следующих видов работ:
Уборка мусора во дворе(дворник);
Обучение детей в школе(учитель);
Вождение автомобиля(шофер);
Приготовление пищи (повар);
Ответ у доски (ученик);
2 задание. Запиши команды в правильной последовательности для алгоритма «вскипяти воду »
1. налить в чайник воду.
2. Открыть кран газовой горелки.
3. Поднести спичку к горелки
4. поставить чайник на плиту.
5. Зажечь спичку.
6. Выключить газ.
7. Ждать пока вода не закипит.
3. Которые из документов являются алгоритмами?
А) правило правописания приставок, заканчивающихся на з, с
Б) программа телепередач
В) кулинарный рецепт приготовления блюда
4. расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
А) дискретность
Б) массовость
В)детерминированность
6. Итоги.
С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?
Что такое алгоритм?
Какие свойства алгоритма вам известны?
Что значит формальное исполнение алгоритма?
7. Домашнее задание
Параграф 4.1.1
|