Submitted by Светлана Вениаминовна Барышева on вс, 08/04/2012 - 15:47
План занятия:
Этап
Время
Приемы и методы
Деятельность учащихся
1. Организационный этап.
2 мин.
Вступительное слово учителя.
Задают вопросы по предыдущей теме. Слушают ответы.
2. Этап проверки и подготовки к занятию.
5 мин.
Проверка решения варианта 3 домашнего задания, беседа по вопросам к предыдущему занятию.
Рассказывают о своем решении домашнего задания, задают вопросы, отвечают на вопросы.
3. Ориентировочно-мотивационный этап.
10 мин.
Введение в проблемную ситуацию учащихся: создание ситуаций, требующих получения новых знаний.
Выполняют практические задания. Осознание проблемы и ее выражение в виде отчета о выполнении задания.
4. Этап изучения нового материала.
15 мин.
Рассказ учителя.
Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.
5. Этап первичного закрепления знаний.
15 мин
Выполнение заданий практикума к уроку 4.
Работают за компьютером. Выполняют задания практикума к уроку 2 в электронном учебнике.
6. Контроль первичного закрепления знаний.
10 мин.
Обсуждение ответов на вопросы читального зала.
Отвечают на вопросы, задают вопросы.
7. Домашнее задание.
3 мин.
Сообщение д/з.
Запись д/з.
Конспект занятия
I. Организационный этап
Приветствие. Выяснить, какие вопросы возникли при подготовке к уроку.
II. Этап проверки подготовки к уроку
Обсуждение вопросов: (слайд 2)
1. Объясните, что такое информация.
2. Что изучает наука информатика?
3. Что обычно называют словом “информация” в обычной жизни? А что обозначает этим словом наука информатика?
4. Является ли информацией сообщение: Два умножить на два равно пяти.
5. Почему нельзя дать определение информации?
6. Для каких понятий не существуют определения? Приведите примеры.
7. Какое из двух сообщений («Семью восемь — пятьдесят шесть» или «7·8=56») содержит меньше информации с точки зрения человека? А с позиций информатики? Почему?
8. Какими устройствами вы пользуетесь для передачи информации домашнему компьютеру?
9. Какие устройства использует ваш домашний компьютер для передачи информации человеку?
III. Ориентировочно-мотивационный этап
Разбиваем учащихся на 5 групп
Каждой группе выдается оборудование и карточка с заданием. (слайд 3)
1 группа:
Оборудование: незапечатанные пакеты с небольшими детскими игрушками.
Задание:Соберите информацию предметах, находящихся в пакетах. Представьте собранную информацию о предметах в таблице:
Название предмета
Описание предмета
Как получили информацию о предмете
2 группа:
Оборудование: запечатанные пакеты, с мелкими отверстиями. В одном из них находится долька чеснока, в другом –марлевый мешочек с ванилином.
Задание: Не распечатывая пакет, соберите информацию предметах, находящихся в пакетах. Представьте собранную информацию о предметах в таблице:
Название предмета
Описание предмета
Как получили информацию о предмете
3 группа:
Оборудование: незапечатанные пакеты. В одном из них пуговицы. В другом – кусочек ваты.
Задание: Не вынимая предметы из пакетов, и не заглядывая в пакет, соберите информацию о предметах, находящихся в пакетах. Представьте собранную информацию о предметах в таблице:
Название предмета
Описание предмета
Как получили информацию о предмете
4 группа:
Оборудование: 2 непрозрачных стаканас крышками и трубочками для коктейля (сладкий чай и соленая вода).
Задание: Не снимая крышек, соберите информацию о жидкостях, находящихся в стаканах. Представьте собранную информацию о жидкостях в таблице:
Название жидкости
Описание жидкости
Как получили информацию о жидкости
5 группа:
Оборудование: ПК, наушники, два звуковых файла. карточка с заданием.
Текст 1 файла: круглый, прыгучий, размером с яблоко и цветом похож на яблоко, используется с ракеткой.
Текст 2 файла: тонкий, длинный, бывает разного цвета, им пишут или рисуют.
Задание: По представленной информации о предметах определите эти предметы. Представьте информацию о них в таблице.
Название предмета
Описание предмета
Как получили информацию о предмете
IV. Этап изучения нового материала
1. Обсуждение хода выполнения заданий и полученных результатов.
2. Выводы из проведенного обсуждения: информацию человек получает с помощью органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
3. Рассказ учителя о видах информации. (слайд 4)
4. Обсуждение способов получения информации животными (собака, дельфин), после этого ставится и обсуждается вопрос: как компьютер получает информацию? (слайд 5)
V. Этап первичного закрепления знаний
Ребята работают за компьютером, выполняя задания практикума к уроку 2 в электронном учебнике.
VI. Контроль первичного закрепления знаний.
Обсуждение ответов на вопросы: (слайды 6-8)
· Назовите 5 органов чувств человека, посредством которых он воспринимает информацию.
· Какой вид информации человек воспринимает глазами? Ушами? Языком? Носом? Кожей?
· Приведите примеры, когда одно и то же чувство восприятия информации для животных дает больше сведений, чем для человека.
· Назовите органы чувств, при помощи которых Вася получал информацию. Как называют виды этой информации?
Пример
Орган чувств
Вид информации
Послушал Петю и поступил наоборот.
?
?
Прочитал книгу о кошках и задумался.
?
?
Откусил кусочек торта и отложил: не вкусно!
?
?
Потрогал нос у собаки и побежал за лекарствами.
?
?
Вдохнул аромат сирени и запел птицей.
?
?
· В кармане у Васи яблоко. Как он может сообщить об этом Пете?
· Как называют органы “чувств” компьютера?
· Назовите устройства ввода компьютера.
· Компьютер может управлять поливом огорода. Как он узнает, что надо включать или выключать воду?
· Компьютер может поддерживать нужную температуру воды в котле. Как он узнает, что надо включать или выключать нагревательный элемент?
· В случае пожара компьютер может включить пожарную установку. Как он определяет момент включения?
· Компьютер попросил ввести число. Вася набрал на клавиатуре “двадцать пять”. Компьютер ответил “Не понимаю”. Почему?
· В другой раз компьютер снова попросил ввести число. Вася набрал на клавиатуре “25”. Компьютер ответил “Не понимаю”. Почему?
· В последний раз компьютер попросил ввести число. Вася набрал на клавиатуре “двадцать пять”. Компьютер принял информацию и правильно выполнил работу. Почему?
· Вася решил научить компьютер принимать звуковые команды, как свою собаку. Он очень долго кричал “открой Блокнот”. На десятой попытке компьютер погасил экран. Почему у Васи ничего не получилось?
· Что изучает информатика?
· Почему информатика является универсальной наукой?
· Можно ли назвать универсальной науку, которая учит считать кроликов?
· Можно ли назвать универсальной науку, которая изучает алгоритмы обработки текста сказки “Красная шапочка”?
· Важен ли для человека смысл информации?
· Нахождение периметра прямоугольника Рома выполняет по следующему алгоритму:
Сложи два заданных числа
Умножь результат на два
Ответьте на следующие вопросы:
Что обозначают числа, сумма которых вычисляется в первом пункте?
Будет ли алгоритм работать для квадратов?
Будет ли работать алгоритм одинаково хорошо для зеленых и красных прямоугольников? Почему?
Будет ли этот алгоритм работать для такой задачи:
В школе два пятых класса. На урок информатики каждый класс делится на две группы. В 5А в каждой группе по 12 человек, а в 5Б — по 13. Сколько всего пятиклассников в школе?
Объясните на примере алгоритма Ромы, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.
· Валя подсчитывает количество букв “а” в сказке про Красную Шапочку по следующему алгоритму:
Подсчитай число строчных букв “а” в тексте
Подсчитай число прописных букв “А” в тексте
Сложи результаты
Ответьте на следующие вопросы:
Нужен ли другой алгоритм для подсчета количества букв “а” для сказки про Чиполлино?
Зависит ли результат вычислений от исходного текста?
Объясните на примере алгоритма Вали, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.
VII. Домашнее задание
Знакомство с домашними заданиями к уроку 2 в учебнике, обсуждение непонятных моментов.