ПРОЕКТ УРОКА.
Январь, 2009 год, МОУ СОШ №1
г. Мирный, Архангельской области
Маркова Татьяна Афанасьевна
Стаж педагогической работы 35лет.
Тема занятия: Решение задач на движение.
Характеристика группы:
Тип учреждения - общеобразовательный. Сформированность ОУУН
(учебно - организационных, учебно - информационных, учебно - коммуникативных, учебно -интеллектуальных) на достаточном уровне. Количество девочек в классе - 14 человек, мальчиков-6 человек. На отлично учатся: Богданова Виктория, Грибенкина Марина, Добрых Диана, Овчинникова Анастасия, Семеницкая Яна.
Характеристика темы занятия: является вводным по теме «Решение задач на движение.
Нахождение скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и друг от друга действием сложения.
Нахождение скорости удаления и сближения при одновременном движении в одну сторону действием вычитания.
Знания, умения и навыки, полученные на уроке, являются базовыми для их применения на последующих уроках. В социальном отношении система образования имеет вариативный и развивающий характер. Развивающий в том смысле, что кроме обязательного программного материала в обучении включаются и дополнительные темы (решение логических задач). Урок построен на основе программного материала с учётом развития одарённых детей, работающих по программе Детской Международной Академии «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Система целей к занятию: посредствам наблюдения, сравнения и анализа и синтеза прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга и навстречу друг другу равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга в одном направлении равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин скоростей. Развивать любознательность.
Общедидактическая цель (ОДЦ): осмысление полученных и имеющихся знаний, выработка умений самостоятельно переносить их в новую ситуацию, сравнивать, анализировать и выявлять сходные и различные по типу задачи.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
ЦЕЛИ
|
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
|
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
|
Сформировать знания и умения по решению задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу и в разные стороны, а также при одновременном движении в одну сторону, когда скорость сближения и удалении равны разности скоростей. Проверить навыки и умения самостоятельно решать задачи на движение, отличать типы задач на движение от других видов задач, даже если присутствуют данные единицы измерения скорости.
|
Познакомиться с решением задач на движение при одновременном движении навстречу друг другу, а также при одновременном движении в одном направлении, в случае когда, скорость сближения и удаления равна сумме скоростей и при случае когда, скорость сближения и удаления равна разности скоростей. Научиться анализировать, синтезировать различные типы задач, находить сходство и различие. Научиться преобразовывать величины скорости в более мелкие или более крупные. Показать умения и навыки применения имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях.
|
РАЗВИВАЮЩАЯ
|
Развить мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, умение осуществлять перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
|
Развивать навыки совместного поиска на поставленные проблемы, умения пользоваться формулами на нахождения расстояния времени, скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу, в разные стороны, в одном направлении.
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
|
Создать условия для формирования у учащихся познавательных интересов, навыков, умения работать индивидуально, коллективно; умения совместно находить ответ на поставленный вопрос; развивать интерес к решению проблемных задач, к творческой поисковой деятельности.
|
Совершенствовать систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации.
|
Тип занятия:вводное занятие по теме.
Структура занятия и дидактические задачи этапов занятия
№
п/п
|
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
|
1.
|
Мотивационно -
ориентировочный этап
Организация начала занятия.
Актуализация знаний.
Подготовка к основному этапу занятия
|
Подготовка учащихся к работе, создание игровой ситуации.
Обеспечение мотивации учащихся и принятие цели учебно-познавательной деятельности.
|
2.
|
Операционно-исполнительский этап
Получение новых знаний и их применение в новых ситуациях
|
Формирование системы знаний по теме.
|
3.
|
Оценочно- рефлективный этап
Контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.
|
Анализ и оценка успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию своегоучения, степени усвоения и понимания материала. Подведение итогов по решению проблемы урока.
|
Формы организации познавательной деятельности
- Коллективная;
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Сочетание индивидуальной и групповой формы;
- Театрализация;
Методы обучения
- Проблемный;
- Частично-поисковый;
- Объяснительно-иллюстративный;
Формы реализации методов Анализ, сравнение, наблюдение, синтез, использование видеоматериалов,самостоятельная работа, творческие задания, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Средства обучения
Оборудование:учебник «Математика-4», тетрадь, калькулятор, ручка.
Наглядные пособия: Таблицы с типами и классификацией задач на движение, карточки для составления задач
Дидактические пособия: инструктивные карты, технологические карты (1вид - усложнённый, 2 вид - основной),использование технических средств обучения
Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов
Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
Межпредметные связи
Окружающий мир.
Учитель Т. А. Маркова
Анализ урока по математике.
Характеристика темы занятия: является вводным по теме «Решение задач на движение».
Нахождение скорости сближения и удаления при одновременном движении навстречу друг другу и друг от друга действием сложения.
Нахождение скорости удаления и сближения при одновременном движении в одну сторону действием вычитания.
Знания, умения и навыки, полученные на уроке, являются базовыми для их применения на последующих уроках.
Система целей к занятию: посредствам наблюдения, сравнения и анализа и синтеза прийти к выводу, что скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга и навстречу друг другу равна сумме скоростей, а скорость сближения и удаления при одновременном движении друг от друга в одном направлении равна разности скоростей. Учить детей преобразованию величин скоростей. Развивать любознательность.
Общедидактическая цель (ОДЦ): осмысление полученных и имеющихся знаний, выработка умений самостоятельно переносить их в новую ситуацию, сравнивать, анализировать и выявлять сходные и различные по типу задачи.
Тип урока: вводный по теме,поэтому положительное решение ОДЦ является очень важным в дальнейшей работе. Учитель должен так построить учебную деятельность, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способами его применения, сделал самостоятельные выводы, сформировал навыки творческого мышления.
На основании поставленной цели сконструировала алгоритм коллективных действий, а затем и индивидуальных; провела оценку собственных деятельностных усилий и приобретаемых детьми программных знаний, вывела основные этапы урока, продумала формы и методы деятельности на уроке, а также содержание урока.
Считаю, что важным элементом организации урока при субъект – субъектных отношениях становится диалог, как совместный процесс исследования. Это и развивает познавательный интерес, и создаёт условия для укрепления учебной мотивации.
На основе дифференциации по темпу обучения составляю ускоренную индивидуальную программу для Добрых Дианы, Грибёнкиной Марины, Богдановой Виктории и для всех желающих решать данные задачи даю на уроке дополнительные усложнённые задачи. Это позволяет оптимально задействовать умственные способности ученика и дифференцировать обучение. Но вместе с тем данная работа проводится со всеми учениками, а если ученик не справляется, то ему предлагается помощь (РИ) в той мере, в которой она необходима ребёнку, т. е. обучение идёт как сильных, так и слабых учащихся, если же ученик не может справиться с задачей, то он просит помощи у своего товарища.
Другой способ интенсификации учебного процесса основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала: то, что вы и увидели сегодня на уроке. Учащимся были предложены задачи более высокого уровня (№;4 и №5) , учащиеся совместно с учителем усложнили задачу, ввели новый вопрос, решили коллизию.
Чтобы судить о развивающем эффекте урока, можно воспользоваться алгоритмом «существенных показателей» (В.В. Давыдов).
- Согласно этому алгоритму, модель обучения можно считать развивающей, если в ней
Присутствует понимание того, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования: развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии. Их развитие проходит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности. Вы увидели на уроке развитие произвольного внимания, памяти, мышления, а также развитие внутреннего плана действий (т.е. умения логически мыслить и решать задачи). Это происходит тогда, когда решают задачи не одного типа, а одного вида, но с разными логическими связями. Происходит не натаскивание, а развитие умения решать задачи. Данная методика совместного исследования и поиска решения помогает учащимся продумывать логические связи в задаче, происходит развитие теоретического и образного мышления, а развитие последних постоянно осуществляется под знаком роста произвольности, осознанности и рефлексии и учителя и ученика.
- Обучение на уроке организовано на основе ведущей деятельности данного возраста: учебной и игровой, которая и определяет возникновение развитие соответствующих новообразований.
- На уроке продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами учебной деятельности. Это и материал факультатива «Экология» и Окружающего мира.
На их основе составляются задачи на движение, расширяется программный материал по предмету «Мир вокруг нас» и закрепляются полученные знания в решении задач на движение.
На уроке спланировано изучение нового материала или открытие учениками новых связей с уже изученным, вы видели столкновение и разведение сходных, но различающихся понятий (скорость сближения и скорость удаления находятся то действием сложения, то действием вычитания, даны понятия скорости сближения и удаления в задачах совсем другого вида, предлагается вниманию детей и задача логического характера, в которых постоянно проводятся анализ, сравнение и синтез.
При определении содержания урока учитывала следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, ученики, литература, словари, окружающая действительность;
- соотношение на уроке нового и уже известного материала;
- высокая степень новизны в содержании каждого задания;
Соблюдены все этапы урока:
- Объявление темы, целей урока.
- Актуализация урока.
- Постановка проблемы.
- Совместный поиск решения. Исследование проблемы.
- Подведение итогов проблемы. Итоги урока, оценивание учащихся.
Отбор конкретного материала определяла тем новым, что планируется на данном уроке.
Методика обучения.При планировании процесса обучения на уроке ориентировалась на проблемно-поисковый метод, на метод сравнения, анализа и синтеза, на соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке. Старалась создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, проводили и анализ, и сравнение, и синтез, которые подводят учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности, к умению решать задачи. На закреплении изученного материала использовала самостоятельную работу, и организую помощь (РИ) для тех ребят, которые не совсем хорошо усвоили материал урока. А для развития сильных учащихся предложены задачи усложнённые. Задачи, которые предложены для с/р №182, №1, №2 проверяются по решению на доске, а усложнённые задачи устно объяснят дети, которые решали данные задачи.
Ситуация творчества и успеха - главные слагаемые урока. Новое в нашей работе - это использование мультимедийной системы, которая во многом повышает качество преподавания. Это одна из современных технологий обучения. Старалась так построить учебную деятельность на уроке, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способами его применения, сделал самостоятельные выводы, сформировал навыки творческого мышления. Считаю, что урок достиг целей.
Наиболее эффективны на уроке формы и методы проблемно-поисковой деятельности, применение м/м системы, как новой формы организации урока.
Всем спасибо!
|