Иванова Елена Юрьевна, учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад №23 комбинированного вида" г. Гатчины Ленинградской области
Секция "Физкультминутки: это нужно!"
В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется всё больше часто болеющих детей (ЧБД), детей с излишним весом, нарушениями осанки. Причин может быть много, но одна из них – малоподвижный образ жизни. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.Двигательный и игровой компонент физкультминуток должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Физкультминутки можно превратить в полноценную часть занятия или урока. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется с движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Эти упражнения помогают пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи. Важно в процессе физкультминуток формировать и закреплять у ребёнка связи между словом, предметом и действием.
Отдельно следует остановиться на развитии мелкой моторики рук, подготовке ребёнка к овладению навыками письма, формированию пространственных представлений. Для развития пространственных представлений можно использовать следующую физкультминутку
Это правая рука, это правая нога,
Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
Это левая рука, это левая нога,
Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами – топ, топ, топ.
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
У многих детей в дошкольном и младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы, вырезать картинки, штриховать изображения и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно систематические упражнения по по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени движения тонких пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
В настоящее время имеется много методической литературы и практических пособий по использованию пальчиковых игр и упражнений. В книге известного петербургского логопеда О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» представлена система игр и упражнений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги.
В данном пособии предлагаются:
· Упражнения для массажа;
· Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;
· Упражнения без предметов;
· Упражнения с различными предметами;
· Гимнастика для пальцев;
· Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
· Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.
Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу по развитию пальцевой моторики регулярно. При проведении данных упражнений у детей должен быть положительный эмоциональный настрой. В своей работе я использую картотеки «Пальчиковые игры», «Игры на координацию речи с движениями». Картотеки содержат материал разных авторов.
Описание физкультминутки.
1. Данная физкультминутка рекомендована для детей старшей и подготовительной групп детского сада.
2. Она направлена не только на развитие двигательной активности ( смена вида деятельности), но и на закрепление прострвнсвенных понятий и ориентировку в схеме собственного тела.
3. Она способствует развитию темпа и ритма речи , координации речи с движениями.
4. Дети произносят текст физкультминутки вместе с логопедом или воспитателем.
5. Так как данная физкультминутка направлена в том числе и на развитие речи, она проводится без музыкального сопровождения.
Текст |
Движения |
Фотография
|
Это правая рука |
Поднять правую руку вверх
|
|
Это правая нога |
Согнуть правую ногу в колене и
прижать её к груди
|
|
Ухо правое у нас |
Взять правой рукой правое ухо.
|
|
А вот это правый глаз |
Закрыть правой рукой правый глаз.
|
|
Это левая рука
|
Поднять левую руку вверх.
|
|
Это левая нога |
Согнуть левую ногу в колене и
прижать её к груди.
|
|
Ухо левое у нас |
Взять левой рукой левое ухо
|
|
А вот это левый глаз |
Закрыть левой рукой левый глаз
|
|
Мы руками - хлоп, хлоп, хлоп |
Ритмично хлопнуть 3 раза в ладоши.
|
|
Мы ногами - топ, топ, топ. |
Ритмично топнуть ногами 3 раза
|
|
Кулаками постучим |
Ритмично стучать кулачками друг об друга, меняя их положение.
(сначала сверху правый кулачок, потом левый и так далее)
|
|
Повернёмся |
Повернуться вокруг себя один раз.
|
|
И молчим |
Закрыть рот ладошкой.
|
|
Литература.
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и паузы в ДОУ. -.М., 2008
2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - Спб, 2005
3. Нищевав Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - Спб, 2011
4. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2003.
|
На: Физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения
Уважаемая Елена Юрьевна! У Вас замечательный материал по физминуткам! Но секция "Физминутки! Это нужно!" подразумевает полное описание ОДНОЙ физминутки с фото и музыкой. Обратите внимание на Критерии в Положении к данной секции.
ольга петровна
На: Физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения
Елена Юрьевна! ВЫ фотографии в таблицу вставили или нет? У меня они не открываются.
Крышковец Людмила Павловна
На: Физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения
Уважаемая Людмила Павловна! Посмотрите, пожалуйста, теперь все фотографии должны открываться.
На: Физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения
Спасибо! Теперь все фото видны!
Крышковец Людмила Павловна
На: Физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения
Елена Юрьевна! Вы молодец!
ольга петровна