Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Праздник как средство воспитания патриотизма в начальной школе

Размещено: Татьяна Алексеевна Иванова - сб, 07/04/2012 - 21:01

 

Патриот  - это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

… Делать все, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закаленными.

В.А. Сухомлинский

Как воспитать ребенка нравственным, настоящим гражданином и патриотом своей страны? Эта тема звучит как своеобразный набат, который призывает взрослых людей подняться на защиту нравственности и к противостоянию нравственному и духовному обнищанию взрослых и, конечно, детей.

В чем состоит нравственность и духовность? Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без рода и племени. Как это делать? Только ли говорить о своих корнях? А может быть, стоит вместо красивых картин и разного рода картинок повесить в доме свою родословную с указанием не только имен и фамилий. Но и заслуг, профессий, достижений членов своего рода, принесших славу своему Отечеству.

Родина, которая не всегда занимает значительное место в нашей жизни тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоты, но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее. Ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их праху, их памяти?

Ни для кого не секрет, что эти умения закладываются в семье. От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок.

Дети чрезвычайно подражательны. Они слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой невозможно.

В школьной жизни приходится сталкиваться с различными ситуациями.

1. Классный руководитель предлагает учащимся сходить в музей истории Великой Отечественной войны, однако у учащихся это не вызывает никакого энтузиазма. Более того, есть дети, которые не только не хотят идти, но откровенно злобно настроены против посещения музея.

2. Учащимся предлагается принять участие в проекте, в котором необходимо рассказать о тех привилегиях, которые имеют дети в нашей стране. Учащиеся, которым это было поручено, отвечают, что таких привилегий у детей нет.

3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказались участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти.

4. На вопрос учащимся о том, какой персонаж художественной литературы им больше всего нравится, дети отвечают: «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры отечественной, художественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают.

5. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязано, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Разгневанные родители приходят выяснить ситуацию и возмущаются требованием учителя вести себя достойно во время исполнения государственного гимна.

Младший школьный возраст – время, когда есть большие возможности для того, чтобы у ребенка складывались важные черты личности: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу. Нравственное формирование человека в школе приобретает систематичность и целенаправленность. Задача учителя так построить воспитательную работу в классе, стремиться так воздействовать на личность, пробудить нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе.

В решении этих и других вопросов большое значение имеет внеклассная работа. Она занимает важное место в жизни младшего школьника, а одно из ее направлений – школьные праздники. Восстановление содержания понятия – «праздник» позволяет ответить на вопрос о том, что же такое праздник в образовательном учреждении, в чем его функция и назначение, а исходя из этого, и как праздновать.

Праздник как средство возникновения и памятования значимого для общности события является ключевым средством складывания и воспроизводства общности. Что-то произошло, событие имело значение для всех, значимость и смысл произошедшего не случайны, это значение имеет не временный и не частный характер. Если это так, то в определенные моменты жизни это должно вспоминаться, восстанавливаться, воспроизводиться, а если это делается для детей, то это должно проживаться и складываться.

Основная направленность праздников в образовательном учреждении–формирование детско-взрослой нравственной общности. Среди отмечаемых в настоящее время праздников можно выделить следующие:

- религиозные праздники (Рождество);

- народные праздники (Масленица);

- государственные праздники (День защиты Отечества, День Победы – 9 мая);

- профессиональные (День Учителя);

- местные (День города);

- семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник.Например, дни рождения празднуют все, но каждый в свой день);

- групповые праздники (День рождения группы, выпускной вечер и т.д.).

При правильной работе учителя с детьми по организации разных праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни – и исторической жизни народа; представление – о государстве и народе – и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, класса.

Государственные праздникиотмечают основные вехи его становления, сложные моменты судьбы своего народа. В процессе празднования такого типа событий у ребенка появляется образ государства как живого существа, подвергающегося опасностям, имеющего историю своего роста и становления, к которому нужно бережно относиться.

Народные праздникиесть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов. Задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.

Для детей младшего школьного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года; как изменяется жизнь людей (осень можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках, лыжах и т.д.).

Профессиональные праздникипозволяют увидеть детям множество людей, объединенных общими целями и интересами, выполняющие определенные функции и обязанности в обществе.

Именно в эти праздники может происходить приобщение детей к истории, вхождение в нее. Это и есть то, что называется идентичность: человек может осознавать свою принадлежность к большой общности, а с другой стороны, может действовать от ее лица и в ее интересах, тем самым продлевая ее в настоящем и давая ей возможность быть в будущем.

Вторая группа – «малые праздники» - имеют совершенно другую направленность. Она, наоборот, связана с кругом событий, которые непосредственно присутствуют в жизни отдельного человека. В его семье, в месте, где он родился и живет. В центре праздника должен быть сам человек. А действие должно быть направлено на выявление и понимание общественного, общностного значения его самого и того, что с ним происходит.

Выделенная типология позволяет поставить вопрос о том, какие воспитательные функции имеют разные типы праздников и как они влияют на детское сознание.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн