Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»
Submitted by Елена Георгиевна Бутакова on чт, 05/04/2012 - 15:39
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Наш урок мы начнем с разминки.
Разминка.
На экране показаны ребусы [3], в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и объясняют его значение.
Постановка темы и целей урока. Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.
Проверка домашнего задания. Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.
- Какие формы представления информации вы знаете? (таблица на экране) Упражнение-диктант. Представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране). Выполните следующие действия:
1 шаг вверх
1 шаг влево
1 шаг вниз
1 шаг влево
1 шаг вниз
1 шаг вправо
1 шаг вниз
1 шаг вправо
1 шаг вверх
1 шаг вправо
1 шаг вниз
1 шаг вправо
1 шаг вверх
1 шаг вправо
1 шаг вверх
1 шаг влево
1 шаг вверх
1 шаг влево
1 шаг вниз
1 шаг влево
Проверка: по образцу на экране.
- У кого рисунок не получился? Как вы думаете, почему? За правильно выполненное задание учащиеся получают красный лепесток.
Изучение нового материала [1]. - Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.
Человек работает у компьютера, набирает на клавишах буквы и цифры. Эта информация попадает в машину и записывается на магнитный диск. На диске информация хранится в виде намагниченных и ненамагниченных участков. (слайд)
Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв — текст. (слайд)
С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. (слайд) Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.
Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.
Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о десяти шариках.
Графические данные о шариках
Текстовые данные о шариках
Числовые данные о шариках
•••••
•••••
Десять шариков
10
Упражнение (устно). Заполнить таблицу (задание на слайде).
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора).
Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.
Товары в магазине маркируют при помощи штрих кода, который содержит информацию о товаре и его производителе.
Штриховой код — это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих кодом может быть помещен код в виде ряда цифр. (слайд)
Информация всегда хранится и передаётся в виде кодов. Нельзя хранить просто информацию, без носителя. Точно так же нельзя хранить и передавать просто информацию: она всегда имеет какую-то форму, то есть закодирована.
Двоичное кодирование — это кодирование информации при помощи нулей и единиц. Для компьютерных технологий такой способ представления информации оказался очень удобным.
Дело в том, что компьютеры построены на элементах, которые могут находиться в двух возможных состояниях. Одно такое состояние обозначают цифрой 0, другое — цифрой 1.
Примером двоичного устройства служит обычная электрическая лампочка. Она может находиться в одном из двух состояний: включена (состояние 1) или выключена (состояние 0).(слайд)
Можно построить на лампочках электрическую память и хранить в ней, например, числа при помощи двоичного кода Листика.
На заре компьютеростроения для хранения информации использовали память на магнитных сердечниках.
Магнитный сердечник — это небольшое ферритовое кольцо (диаметром около половины сантиметра). Сердечник легко намагничивается электрическим током в одном направлении (состояние 1) и легко перемагничивается в другое направление (состояние 0).
В современных компьютерах в качестве элемента памяти используют электронное устройство — транзистор. Транзистор может пропускать через себя ток (состояние 1) или нет (состояние 0).
Сейчас транзисторы, как и другие электронные элементы, изготовляют способом, похожим на фотопечать. В одной микросхеме размером с ноготок может быть “отпечатано” несколько миллионов транзисторов.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Выдача домашнего задания.
Запишите арифметическое выражение для решения следующей задачи и подсчитайте ответ:
Наша умница Мальвина
Опекает Буратино
И купила для него,
Что ему нужней всего:
0010 обложки, 0011 линейки
И на 0111 рублей наклейки.
На обложках — Бармалей,
Цена каждой — 0101 рублей.
На линейки, что купила,
0100 0010 рубля хватило.
Сколько стоили покупки?
На раздумье — полминутки.
Работа на компьютере.
Учащиеся выполняют задания практикума из электронной версии учебника.
Минутка релаксации.
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 – 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел.