Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок информатики в 5 классе «Кодирование информации»

Фото пользователя Елена Георгиевна Бутакова
Submitted by Елена Георгиевна Бутакова on чт, 05/04/2012 - 15:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бутакова Елена Георгиевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А. Мезенцева", учитель математики и информатики
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Образовательные: Познакомить с двоичным кодированием и привить практические навыки учащимся.

Воспитательные: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса  к предмету информатика.

Задачи развития: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия..

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Дуванов. Электронный учебник «Азы информатики. В мире информации»

Ребус. Электронное пособие Роботландского университета.

Используемая методическая литература: 

А.А. Дуванов. Азы информатики. В мире информации. Книга для учителя

Используемое оборудование: 

Компьютер для учителя

Медиапроектор

Экран

Компьютеры для учащихся

Используемые ЦОР: 

Краткое описание: 
Урок информатики в 5 классе по теме "Кодирование информации". Урок разработан на основе материала гипертекстового учебника А. А. Дуванова «Азы Информатики. В мире информации"

Ход урока:

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Наш урок мы начнем с разминки.

Разминка.

На экране показаны ребусы [3], в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и объясняют его значение.

   

Постановка темы и целей урока.
Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус.


Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

Проверка домашнего задания.
Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.
- Какие формы представления информации вы знаете? (таблица на экране)
Упражнение-диктант. Представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране). Выполните следующие действия:
 


1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

 

Проверка: по образцу на экране.

- У кого рисунок не получился? Как вы думаете, почему?
За правильно выполненное задание учащиеся получают красный лепесток.

Изучение нового материала [1].
- Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.

Человек работает у компьютера, набирает на клавишах буквы и цифры. Эта информация попадает в машину и записывается на магнитный диск. На диске информация хранится в виде намагниченных и ненамагниченных участков. (слайд)

Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв — текст. (слайд)

С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. (слайд)
Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о десяти шариках.

Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

•••••

•••••

Десять шариков

10

 

Упражнение (устно). Заполнить таблицу (задание на слайде).

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора).

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Товары в магазине маркируют при помощи штрих кода, который содержит информацию о товаре и его производителе.

 Штриховой код — это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих кодом может быть помещен код в виде ряда цифр. (слайд)

Информация всегда хранится и передаётся в виде кодов. Нельзя хранить просто информацию, без носителя. Точно так же нельзя хранить и передавать просто информацию: она всегда имеет какую-то форму, то есть закодирована.

Двоичное кодирование — это кодирование информации при помощи нулей и единиц. Для компьютерных технологий такой способ представления информации оказался очень удобным.

Дело в том, что компьютеры построены на элементах, которые могут находиться в двух возможных состояниях. Одно такое состояние обозначают цифрой 0, другое — цифрой 1.

 Примером двоичного устройства служит обычная электрическая лампочка. Она может находиться в одном из двух состояний: включена (состояние 1) или выключена (состояние 0).(слайд)

Можно построить на лампочках электрическую память и хранить в ней, например, числа при помощи двоичного кода Листика.

На заре компьютеростроения для хранения информации использовали память на магнитных сердечниках.

Магнитный сердечник — это небольшое ферритовое кольцо (диаметром около половины сантиметра). Сердечник легко намагничивается электрическим током в одном направлении (состояние 1) и легко перемагничивается в другое направление (состояние 0).

В современных компьютерах в качестве элемента памяти используют электронное устройство — транзистор. Транзистор может пропускать через себя ток (состояние 1) или нет (состояние 0).
Сейчас транзисторы, как и другие электронные элементы, изготовляют способом, похожим на фотопечать. В одной микросхеме размером с ноготок может быть “отпечатано” несколько миллионов транзисторов.

 

 

 

 

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Выдача домашнего задания.


Запишите арифметическое выражение для решения следующей задачи и подсчитайте ответ:

 Наша умница Мальвина

 Опекает Буратино

 И купила для него,

 Что ему нужней всего:

 0010 обложки, 0011 линейки

 И на 0111 рублей наклейки.

 На обложках — Бармалей,

 Цена каждой — 0101 рублей.

 На линейки, что купила,

 0100 0010 рубля хватило.

 Сколько стоили покупки?

 На раздумье — полминутки.

Работа на компьютере.


Учащиеся выполняют задания практикума  из электронной версии учебника.

 

Минутка релаксации.

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 – 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что  он видел.

Подведение итога урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Чему вы сегодня научились?
  3. Спасибо за урок. Все свободны!

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн