Submitted by Юлия Владимировна Иванова on Tue, 03/04/2012 - 14:05
Как сказка - мир.
Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне.
Особенности славянской мифологии нашли отражение не тольков общественной жизни, но и в художественной литературе.Отсюда в творчестве русских писателей широко используютсяпредставители низшей мифологии, различные духи природы(домовые, полевые, водяные, лесные и т. д.).
Находясь у истоков словесного искусства, мифологическиесюжеты и образы занимают значительное место не только вустной народной традиции, но и в произведениях русскихписателей и поэтов на разных исторических этапах развитиялитературы. Заимствование славянских образов и сюжетовпроисходит в двух направлениях. В одних случаях сохраняетсяадекватность древним прототипам, в других - наблюдаетсяпереосмысление и наполнение новым содержательным смыслом.
Баба-Яга - древнейший персонаж славянскоймифологии.
Первоначально это было божество смерти: женщинасо змеиным хвостом,
которая стерегла вход в подземный мир и провожаладуши почивших в царство мертвых.
Этим она несколько напоминает древнегреческуюдеву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, отбрака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифысчитаются древнейшими предками славян. Не зря вовсех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к нейпорою прибегают герои как к последней надежде,последней помощнице - это бесспорные следыматриархата.
Я - фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент!
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я - дитя природы,
Пусть дурное, но - дитя!
Коль судить - дак тех двоих,
Соучастников моих.
Энто я по виду нечисть,
А по сути чище их!..
(Л.Филатов « Сказка про Федота –стрельца…»)
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету.При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмыпитаются душами покойников и оттого делаютсялегкими, как сами души.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, которыйиздавна вселял страх в людей, посколькувоспринимался как граница между миром мертвых иживых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом изчеловеческих костей и черепов, и во многих сказкахБаба-Яга питается человечиной, да и сама зовется«костяная нога»
Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, тоесть окуренных дымом, столбов,
на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб спрахом покойника внутри (такой погребальный обрядсуществовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутритакой избушки представлялась как бы живым мертвецом — онанеподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живыхчеловека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духомпахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)».
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый,сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. Послеузнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, онаобязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образомритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тожепредставляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение,непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мирмёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он небоится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. Тоесть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренностьсвоих побуждений и показывает, что он-то и есть действительныйгерой в отличие от самозванца-антагониста»
К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращалисьрусские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский(«Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой,Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образаполучили широкое распространение среди художниковсеребряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова,Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок —
например, Эдуардом Успенским в повести
«Вниз по волшебной реке».
Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа
повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини
и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
Сказки
§Баба-Яга;
§Гуси-лебеди;
§Царевна-лягушка;
§Василиса Прекрасная;
§Марья Моревна;
§Иван-царевич и Белый Полянин;
§Избушка на курьих ножках;
§Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н.Афанасьева);
§Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Толстого);
§Василий Шукшин: До третьих петухов;
§Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;
§А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;