Семинар Технологии эвристического обучения
Содержательная и организационная основы технологии «Альтернатива»
Предлагаемая технология «Альтернатива» предназначена для создания проблемной ситуации на основе противоречивости фактов, толкования событий и пр.
Концептуально работа в рамках технологии основана на принципах проблемного обучения.
Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Одним из первых обратил внимание на данный фактор, разработав свою теорию, Л. Фестингер. Основным положением его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека стремиться к согласованности, к равновесию. При возникновении рассогласованности, дисбаланса, индивид стремиться снять его или уменьшить. Такое стремление может являться сильным мотивом его поведения.
Уменьшить возникший диссонанс возможно:
- изменяя один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому;
- добавляя новые элементы в противоречивую структуру знаний, тем самым делая ее менее противоречивой и более согласованной;
- уменьшая значимость не согласующихся между собой знаний.
Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях:
- при принятии важных решений в ситуациях конфликта с другими людьми;
- при совершении неприятных, внутренне конфликтных поступков;
- при отборе информации;
- при согласовании своего мнения с мнениями членов группы;
- при получении неожиданных результатов, их противоречивости.
Состояние когнитивного диссонанса усиливается в таких ситуациях, когда субъект воспринимает себя в качестве вероятной причины несогласованности, возникшей в результате его активных действий. [1]
Итак, содержательная предметная основа технологии «Альтернатива» формируется на основе задач, которые разрабатываются с учетом феномена когнитивного диссонанса.
Организационной основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.
Несомненно, что организация совместной деятельности учащихся должна учитывать разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов, и должна быть ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.
Наиболее успешно создать позитивную мотивацию совместной деятельности можно через использование активных групповых методов обучения. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интересявляется ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая надумана, не отражает реальной действительности или является результатом принуждения. Для возбуждения внутреннего познавательного интереса учащихся в рамках данной технологии используются задачи, основу которых составляет противоречие.
Творческий характер деятельностиявляется мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития. [2]
Предлагаемая технология «Альтернатива» ориентирована на создание противоречия, которое необходимо как основа для дальнейшей работы над разрешением сложившейся ситуации и возможности перейти к рефлексивно- аналитическим технологиям деятельности.
Сценарное описание технологии «Альтернатива»
Важным этапом работы является подготовка задания. Задание должно иметь несколько способов решения (например: физика, математика, информатика) или несколько вариантов истолкования, объяснения (например: история, литература).
На реализацию всех шагов в описанной технологии отводится 1 час 20 минут учебного времени, которые можно провести как вместе, так и раздельно.
Деятельность в рамках технологии содержит следующие этапы:
- этап: Организационный этап. Формируются 4 или 5 подгрупп, каждая из которых выполняет задание или часть задания (на реализацию данного этапа можно отвести 15 минут).
- этап: Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом, способом решения или объяснения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы (для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут).
- этап: Затем участникам предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должно быть обоснована. Каждая группа работает над тем вариантом, который на предыдущем этапе был у другой подгруппы (на реализацию этапа можно отвести 15 минут).
- этап: Участники подгрупп делятся со всей группой альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации (для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут).
- этап: Участникам (можно каждому отдельно, можно подгруппе в целом) предлагается заполнить экспертные карты эффективности работы всех подгрупп по четырем критериям (каждый критерий оценивается по 10-ти бальной шкале):
- новизна, оригинальность идеи- варианта, способа решения;
- обстоятельность, четкость, логичность предлагаемых обоснований для выбранного варианта, способа;
- эффективность презентации идеи (интересно слушать, увлекает, захватывает);
- соблюдение регламента работы, дисциплинированность (умение выслушать другую точку зрения, не перебивая; уважительное отношение к выступающему, умение выслушать до конца и т.п.)
Результаты оценки эффективности работы заносятся в следующую таблицу:
Название или номер подгруппы
|
Новизна, оригинальность идеи
|
Обстоятельность,
четкость, логичность обоснований
|
Эффективность презентации (интересно, увлекает)
|
Соблюдение регламента, дисциплина
|
Суммарное
количество баллов
|
1 группа
|
|
|
|
|
|
2 группа
|
|
|
|
|
|
3 группа
|
|
|
|
|
|
4 группа
|
|
|
|
|
|
5 группа
|
|
|
|
|
|
В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу. На реализацию этапа отводиться 5-10 минут. Ведущий- учитель обобщает полученную от групп информацию, выделяя разные, часто противоположные и при этом обоснованные точки зрения. Возникает проблемная ситуация: но где же истина?
Пример работы с использованием технологии «Альтернатива»
(Предлагаемое описание реализации технологии было осуществлено на курсах повышения квалификации для преподавателей истории и обществознания)
Перед началом работы участники читают текст сказки о царе Салтане А.С.Пушкина
Задание для группы: «Все мы знаем сказку Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане. Давайте разберемся в вопросе о том, какие идеи составляют основу сказки? О чем сказка? Давайте определим, какие персонажи являются положительными героями, какие – отрицательными? Чтобы ответить на главный вопрос: о чем сказка, давайте посмотрим, какая главная смысловая нагрузка составляет основу образов героев сказки?»
Замечание: Салтан, Гвидон, Царица- мать, царевна Лебедь практически сразу получают статус положительных героев; ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха- к отрицательных.
Сформируем группы, каждая из которых будет работать над одним из образов героев сказки.
1 группа работает над образом царя Салтана.
2 группа – царевича Гвидона.
3 группа – Царицы- матери.
4 группа – Царевны Лебеди
5 группа – Обобщенным образом: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха
На подготовку обоснованного мнения группе выделяется не более 15 минут.
Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом, способом решения или объяснения ситуации.
1 группа: Мы считаем, что царь Салтан является символом ответственности. В самом начале произведения Салтан едет на войну защищать свое государство и свой народ, выполняя свой долг. При этом он оставляет дома любимую молодую жену и ребенка. Несомненно, мы знаем такие примеры из истории, когда цари посылали воевать своих подчиненных генералов и военных. Сами же оставались дома и предавались веселью.
Еще одним ярким примером ответственности царя является его решение ехать посмотреть на чудный город в океане не сразу же, как только он о нем узнал, а после тщательной «проверки». Царь поехал «чудный остров навестить, у Гвидона погостить» только после того, как убедился в миролюбивом характере нового города- государства, в том, что оно не принесет вреда царству самого Салтана.
2 группа: Царевич Гвидон воплощает собой смелость (иногда безрассудную), решительность, самостоятельность. Одним из первых эпизодов, когда он появляется в сказке, является «путешествие в бочке» по волнам океана. Мать плачет, стенает, а царевич не теряет веры, молит волны о спасении. Затем он на берегу незнакомого острова решительно и смело убивает коршуна, который пытается заклевать лебедь. В дальнейшем повествовании мы сталкиваемся с эпизодами, когда Гвидон, нисколько не задумываясь, оборачивается и мошкой, и комаром, лишь бы увидеть отца, о котором он скучает. И, наконец, ярким является тот момент, когда Гвидон, не зная о том, что Лебедь и есть царевна, на ее просьбу о необходимости подумать о желании жениться, отвечает, что «пора ему жениться, … что готов душою страстной за царевною прекрасной он пешком идти отсель хоть за тридевять земель».
3 группа: Царица- мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни («словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица…»), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем.
4 группа: Царевна лебедь выступает в сказке как символ преданности. Она благодарна царевичу за спасение и готова отплатить добром за добро: «ввек тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду…» И благодарность ее действительно была достойной: во дворце появилась белка с изумрудно- золотыми орехами, и тридцать три богатыря- защитника города. Лебедь была рядом с Гвидоном в нелегкие моменты его жизни. Она помогала царевичу и добрым словом: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?...», и делом: «оборотила» его и муху, и в комара, чтобы Гвидон мог взглянуть на отца.
5 группа: Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха созданы Пушкиным как воплощение завистливости. Они не смогли смириться с тем, что царь предпочел их сестру и женился на ней. Они сделали все возможное, чтобы погубить сестру и занять место возле царя. И дальнейшие их действия нацелены только на одно – сделать все возможное, чтобы царь не смог поехать и «чудный остров навестить». Сестры и сватья всю жизнь боялись, что их обман обнаружится.
Каждая группа выбирает другого героя сказки и находит альтернативное, лучше противоположное объяснение его поведению.
1 группа работает над образом царевича Гвидона.
2 группа – Царицы- матери.
3 группа – Царевны Лебеди
4 группа – Обобщенным образом: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха
5 группа – царя Салтана
На подготовку обоснованного мнения группе выделяется не более 15 минут.
Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом, способом решения или объяснения ситуации.
1 группа: Мы считаем, что Гвидон не способен встретить проблему лицом к лицу, он все время ищет «обходные» пути. Ярким тому примером являются эпизоды с «оборачиванием» его в разных комаров и мошек. В результате Гвидон, незаметный и неузнанный «все слышит, все видит», и не несет за это никакой ответственности. Мало того, он кусает, жалит в лицо своих врагов, но делает это в образе мошки. Еще одним ярким моментом являются желания Гвидона иметь чудеса, о которых он слышал во дворце отца, не прикладывая для их воплощения никаких усилий, а уповая только на способности царевны Лебедь. «Грусть- тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось…»
Надо отметить некоторую предприимчивость царевича. После того, как он получил без всяких усилий волшебную белку, «князь для белочки потом выстроил хрустальный дом, караул к нему приставил и притом дьячка заставил строгий счет орехам весть…»
2 группа: Анализируя образ царицы, мы пришли к выводу, что она очень слабохарактерный человек, который все преграды в своей жизни встречает со слезами. Она не способна защитить своего ребенка и ничего не предприняла в тот момент, когда бояре объявили о том, что царь приказал «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Единственное, что она могла делать, когда бочка плыла по волнам, так это плакать («словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица…»). В тот момент, когда Гвидон просит ее дать благословение на его брак с Царевной, «над главою их покорной мать с иконой чудотворной слезы льет …»
3 группа: Мы думаем, что одной из главных черт царевны была расчетливость. Она сделала все для того, чтобы выйти замуж за Гвидона. Начнем с эпизода, когда царевна, спасенная царевичем, говорит: «Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом…». И вот на следующее утро на пустынном острове появился чудесный город, где «царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой». Казалось бы, долг оплачен. Но царевна продолжает опекать Гвидона, угождать ему, делать всякие чудеса. Царевна сделала семь разных чудес для Гвидона: чудный город, превращение в комара, волшебная белочка, превращение в мошку, тридцать три богатыря, превращение в муху, невероятная девица красавица, «что не можно глаз отвесть». Она приучила царевича получать все, что только он захочет, и стала просто необходима ему.
Хочется обратить внимание на эпизод, когда царевич подстрелил коршуна. В тот момент, когда смотрит царевич на то, как «коршун в море тонет», лебедь «злого коршуна клюет, гибель близкую торопит, бьет крылом и в море топит…»
4 группа: Мы считаем, что в обобщенном образе ткачихи и поварихи воплощены образы современных деловых женщин, которые ставят перед собой цели и добиваются их воплощения во что бы то ни стало. В самом начале сказки, когда сестры разговаривали в светлице, младшая сразу определила свою роль матери, а вот старшие сестры хотели заниматься делом, одна - всех накормить, другая – всех одеть.
Дальнейшие их действия по реализации желания иметь первые роли в государстве были последовательны и точны. Прилагая немало усилий, сестры добились своего и очень умело делали так, что царь все никак не мог собраться «чудный город навестить». Хочется отметить, что у сестер бойцовский характер, они идут до конца. Даже предполагая, что на острове может жить их сестра с молодым царевичем, они рискнули и поплыли. И самое главное, что в итоге все сошло им с рук, стоило только повиниться и разрыдаться.
5 группа: Царь Салтан зависимый человек, легко попадающий под влияние более сильных личностей. Только что говорили о том, как ловко манипулировали им ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Им легко удавалось сделать так, чтобы поездка царя откладывалась на более «подходящие» дни. Яркими являются слова Салтана, когда он «унимает» сестер по поводу своего решения все же ехать и говорит им: «Что я? Царь или дитя?». Но самым ярким моментом сказки является тот эпизод, когда царь поздними вечерами ходит и подслушивает под дверями девичьих светлиц. Видно больше царю делать нечего.
Каждая подгруппа заполняет таблицу оценки эффективности работы других групп. В результате суммирования баллов побеждает 4 группа.
Итогом работы всей группы явились следующие варианты- гипотезы:
|
Первый вариант
|
Альтернативный вариант
|
Царь Салтан
|
Ведущие качества- ответственность и долг
|
Ведущие качества- зависимость, подчиняемость
|
Царевич Гвидон
|
Ведущие качества- самостоятельность, решительность, смелость
|
Неспособность встретить проблему лицом к лицу
|
Царица-мать
|
Способность прощать, символ всепрощения
|
Слабость характера, неспособность к сильным поступкам
|
Царевна Лебедь
|
Ведущие качества- преданность, желание помочь
|
Ведущее качество- расчетливость
|
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха
|
Завистливость, злобность.
|
Предприимчивость, настойчивость, способность добиваться намеченных целей.
|
Видно, что предлагаемые альтернативы зачастую являются взаимно противоположными. Для того чтобы разобраться в появившейся проблеме, необходимо еще раз, не упуская ни одного слова, перечитать первоисточник, обратиться к критическим, философским статьям, найти информацию о смыслообразующем влиянии сказок, о символах и их динамике появления в культуре народов и т.д. Таким образом, создается внутренняя мотивация для дальнейшего, более глубокого погружения в изучаемую тему. Именно такая мотивация совершенно необходима для эффективности обучения.
Информационные источники:
- Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
- Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995 С.543
Пример работы в рамках технологии «Альтернатива» для урока литературы
В качестве еще одного примера рассмотрим использование технологии «Альтернатива» на уроке литературы, на занятии по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (автор: Зверева Е.И., МОУ Критовская СОШ, Боготольский район, Красноярский край, 11 класс).
Обучающимся было предложеноследующее задание: Мы познакомились с романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто же в романе олицетворяет зло, а кто добро; что есть истинная вера и любовь; что есть жизнь и смерть? Давайте попробуем ответить на эти с одной стороны философские, а с другой стороны очень жизненные вопросы.
Урок начался с того, что ребята разделились на четыре группы, каждая из которых стала работать над характеристиками определенного персонажа романа: Понтий Пилат, Воланд, Мастер, Иван Бездомный. После совместного обсуждения подгруппы поделились со всем классом результатами своей работы.
На следующем этапе занятия каждая группа выбрала другой персонаж романа и
попыталась найти альтернативное объяснение их поступкам. Например, если представители одной группы, рассматривая образ Мастера, говорили о том, что он воспитанный, интеллигентный, творец, который не изменяет своим принципам, то другая группа сделала акцент на том, что он апатичный, слабый, не способный бороться за свое счастье.
Альтернативные варианты анализа образов романабыли представлены классу.Итогом работы всего класса явились следующие варианты-гипотезы:
|
Первый вариант
|
Альтернативный вариант
|
Мастер
|
Ведущие качества – истинный творец, создатель, который не изменяет своим принципам.
|
Ведущие качества – бездеятельность, апатичность, слабохарактерность, быть в стороне от трудностей.
|
Понтий Пилат
|
Ведущие качества – справедливый правитель, который способен восстановить правду.
|
Ведущие качества – держится за власть, ради собственной выгоды может изменить своим принципам.
|
Воланд
|
Ведущие качества – наказывает зло во всех его проявления. Разоблачает предрассудки. Помогает слабым, незащищенным.
|
Ведущие качества – проявляет зло, искушение. Может быть жестоким и делает это играючи.
|
Поэт Иван Бездомный
|
Ведущие качества – ярый атеист, отчаянно смелый.
|
Ведущие качества – мыслит поверхностно, что кажется глупым человеком.
|
Как видно из таблицы, альтернативные предложения противоположны первым. Возникает вопрос: а какой из вариантов более правильный, какой ближе к истине? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно перечитать страницы романа, провести сравнительный анализ, найти высказывания историков, литераторов, социологов, психологов по данной проблеме. Таким образом, была создана внутренняя мотивация для более глубокого погружения в тему, для более серьезной работы с текстом произведения.
Пример работы в рамках технологии «Альтернатива» для урока биологии
Рассмотрим использование технологии на конкретном примере из практики. В одной из школ на уроке биологии (автор: учитель биологии Лукина Т. И., МОУ СОШ №2 г. Боготол, Красноярский край, 7 класс) перед ребятами был поставлен вопрос: Какие растения являются лекарственными, а какие ядовитыми?
Для поиска ответов на поставленный вопрос были сформированы группы, каждая из которых стала работать над выделением характеристик одного из лекарственных растений: чистотел, белладонна, волчье лыко, крапива. Для этого этапа урока учитель подготовил для подгрупп информационный материал по лечебным свойствам указанных растений. После обсуждения в подгруппах обучающимися были выделены и обоснованы данные свойства растений.
Для следующего этапа урока учителем был подготовлен дополнительный материал об этих же лекарственных растениях, но уже с описанием их ядовитых свойств. Каждая группа выбрала другое лекарственное растение и в результате выделяла другие, альтернативные лекарственным, свойства растений. Альтернативные варианты были представлены классу.
После чего каждая группа заполнила специальную таблицу, где обозначаются результаты групповой работы.Итогом работы всей группы явились следующие варианты:
Травы
|
Первый вариант.
Лечебные свойства
|
Альтернативный вариант. Ядовитые свойства
|
Чистотел
|
Лечит туберкулез, чесотку, глаза, опухолевые заболевания.
|
При неправильной дозировке – отравление, тошнота, рвота, понос, паралич скелетных мышц.
|
Белладонна
|
Противорвотное средство, используется как противоядие при отравлениях.
|
Содержит атропин, повышенные дозировки которого могут привести к смерти
|
Волчье лыко
|
Применяют в неврологии, при ревматизме, подагре.
|
Ядовито – вызывает отравление на коже: язвы, пузыри.
|
Крапива
|
Применяют при бронхитах, эпилепсии, сахарном диабете, водянке.
|
Настойки противопоказаны больным атеросклерозом, болеющим тромбофлебитом.
|
При сравнении результатов работы групп возник вопрос: являются ли рассмотренные растения лекарственными или ядовитыми? Для того чтобы разобраться, необходимо знать, что почти все лекарственные растения в той или иной степени являются ядовитыми. Необходимо неустанно изучать растения, углублять знания по ботанике, проникать в тайны природы и охранять растения.Такая организация урока позволила создать необходимую мотивацию по внимательному изучению растений и внимательному к ним отношению.
|