Лоскуток к лоскутку. Ознакомление с видами тканей и их предназначением
Выберите действие:
Тема: Лоскуток к лоскутку. Ознакомление с видами тканей и их предназначением.
Задачи:
1. Закрепить представление детей о видах тканей из натуральных волокон (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), их предназначении (для праздничной одежды, повседневной, для холодного и теплого сезона).
2. Научить детей определять ткань по ее составу.
3. Формировать представления о свойствах тканей: легкая, плотная, тяжелая, мягкая, жесткая, легко сминаемая, маркая).
4. Формировать представления о расцветках тканей (темные, светлые, яркие).
5. Научить детей чувствовать разницу между повседневной и праздничной одеждой.
6. Развивать умение сравнивать, делать элементарные выводы.
7. Учить простейшим обобщениям.
Демонстрационный материал:
· Планшет, разделенный на 4 сектора. В каждом секторе по центру располагаются лен, хлопок, овечка, изображение тутового шелкопряда.
· «Бабушкины куклы»: Глаша, Дуняша, Анфиса и Василиса.
Раздаточный материал: лоскутки ткани, лекала (изображения детей с вырезами вместо одежды, ШАБЛОНЫ в приложении).
Игровой реквизит: колесо от прялки с разноцветными ленточками и лоскутами тканей на концах лент, укрепленное на шесте.
Ход занятия:
Каждое занятие по программе «Бабушкина кукла» начинается с приветствия – традиционного русского поклона. Дети повторяют за педагогом движения и слова:
– Моя рука, свободная от оружия (правая рука отводится в сторону на уровне плеча),
– мое горячее сердце (правая рука прикладывается к сердцу).
– мои светлые мысли (правая рука подносится ко лбу, ладонь повернута в сторону лба),
– всё это вам! (рука плавным движением опускается до пола, ладонью наружу, туловище сгибается в поклоне).
Педагог рассказывает о том, что ее друзьям «бабушкиным куклам» Дуняше, Глаше, Анфисе и Василисе нужна помощь. Дуняша и Василиса решили позвать к себе в гости Глашу и Анфису. Но они не знают, в какую одежду им нарядиться, из какой ткани. Предлагает помочь друзьям.
Педагог объясняет детям, что у кукол возникли трудности с выбором одежды, т.к. они не знают, какие бывают ткани, какую одежду из каких тканей шьют. Достает из коробки «сокровища» – лоскутки различных тканей. Спрашивает, почему лоскуты тканей можно считать сокровищами?
Дети вспоминают, из чего делают ткани, чем они отличаются друг от друга. Педагог просит детей разместить лоскуты на планшете. Дети объясняют, по каким признакам они определили происхождение ткани.
Педагог обращает внимание на то, что Дуняша и Василиса – хозяйки. Спрашивает, чем занимаются хозяйки перед приходом гостей? Какая у них должна быть одежда (не маркая, повседневная)? Какие ткани лучше всего подходят для этой одежды? Почему?
Глаша и Анфиса собираются в гости. Как принято одеваться, идя в гости (нарядно, красиво). Какие ткани подходят для праздничной одежды? Почему?
Педагог предлагает детям снять с планшета лоскуты, из которых куклы могут сшить себе одежду, в соответствии с ее предназначением. Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.
Педагог демонстрирует детям кукол. Предлагает определить, кто из них хозяйки, а кто собирается в гости. Спрашивает, удобно ли будет куклам в одежде из тканей, которую предложили дети.
Педагог раздает детям лекала и предлагает подобрать лоскуты для одежды и обосновать свой выбор.
Спрашивает, любят ли дети ходить в гости? В какие игры они играют в гостях? Предлагает поиграть в игру, которую Дуняша и Василиса собираются предложить своим гостям.
Игра «Колесо-радуга» (основана на традиционных обрядовых играх)
Педагог держит в руках шест, на котором укреплено колесо от прялки. К колесу привязаны разноцветные ленточками с лоскутами разных тканей на концах. Число лент на одну меньше, чем количество играющих. Дети под музыку бегут вокруг колеса. Как только музыка смолкает, каждый должен схватить одну из лент. Тот, кто не успел, выбывает из игры, но чтобы не чувствовать себя проигравшим, помогает педагогу: дает задание одному из детей определить, к какому виду тканей относится привязанный к ленточке лоскуток, и дает оценку правильности ответа. Педагог убирает одну из лент. Игра продолжается до тех пор, пока остается всего один игрок.
Педагог от имени кукол благодарит детей за помощь и прощается (традиционный поклон)