На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника учебного заведения является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет.
Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.
Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.
По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:
• в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);
• в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;
• 25% пятилетних детей используют Интернет;
• порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;
• две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;
• родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет.
Большая часть школьников активно использует возможности интернета для коммуникации: ведут онлайн-дневники (90%), общаются с друзьями через Skype (87%), ICQ (62%), в чатах и различных социальных сетях (57%).
Каждый девятый старшеклассник ведет блог - публичный онлайн-дневник, который открыт для чтения и где каждый может высказать то, что хочет.
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, Среди пользователей 14-17 лет 93% пользуются "ВКонтакте", 43% - "Одноклассниками у каждого шестого из них – более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети.
Значительную часть времени, которое российская молодёжь проводит в сети, они посвящают поиску аудио- и видеозаписей. Многие указали, что часто слушают аудио (73%) и смотрят видеозаписи (68%), участвуют в различных акциях и голосованиях (60%), играют в онлайн-игры (77%), а также просматривают сайты, которые им не разрешают смотреть родители (56%).
Менее активно, чем могут думать учителя, учащиеся рассматривают сеть как источник информации для учебы. 44% учащихся заявили, что используют интернет для учебы, причем только 10% делают это часто, а 34% - иногда.
Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой учащийся признался, что "живет в интернете"- они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.
По данным исследования европейского Агентства Защиты Детей, 44% ребят, регулярно выходящих в Интернет, подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11% испытывали его несколько раз. Ещё большее число детей получало оскорбительные сообщения от других интернет-пользователей.
Кроме того, исследование показало, что 19% детей иногда просматривают порносайты, еще 9% делают это регулярно. Эротические чаты посещают 26% юных интернетчиков, на сайты, содержащие сведения о насилии, заглядывают 38%, пропагандирующие национализм – 16%.
Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных обучающихся часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).
14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Помимо перечисленных рисков интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, - развитие интернет-зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе.
Таким образом, в число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
На основании рекомендаций Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова (УПР/223 от 19.07.2011) предлагаем в преддверии празднования 1 сентября 2011 года Дня знаний провести День медиа-безопасности, приуроченный к началу учебного года. Организовать проведение мероприятий необходимо таким образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
В России создан национальный узел «Центр Безопасного интернета» и подготовлена памятка для школьников, учителей, родителей «Как защититься от интернет-угроз», которая рекомендована для использования и находится по адресу: http://www.rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf
Вот некоторые общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете.
- Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной.Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
- Следите, какие сайты посещают ваши дети.Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
-
Расскажите детям о безопасности в Интернете.Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
- Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом к вашему местоположению.На YouTube, Blogger, в социальных сетях и на многих других сайтах пользователи могут размещать собственный контент. Обычно автору предоставляется возможность ограничить доступ к личному блогу, фотографиям, видео и информации в профиле. Особенно важно ограничивать доступ к таким данным, как имя, адрес или номер телефона, которые ребенок размещает на общедоступных сайтах. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных, в частности не указывать их настоящие имена в публичных профилях и на фотографиях.
- Храните пароли в тайне.Напоминайте детям, что пароли нельзя никому сообщать. Также необходимо, чтобы для них стало привычкой снимать флажок “Запомнить меня” при входе в свой аккаунт с компьютеров, установленных, например, в школе, интернет-кафе или библиотеке.
- Не доверяйте незнакомцам.Объясните детям, что не следует назначать личные встречи с людьми, с которыми они познакомились в Интернете, и сообщать им личную информацию, потому что назнакомцы могут выдавать себя за кого-то, кем они на саом деле не являются.
- Установите защиту от вирусов.Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
- Научите детей ответственному поведению в Интернете.Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
- Оценивайте интернет-контент критически.То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
(Из опыта работы Варнавской Н.А., учителя ИЗО и технологии)
|