Домашнее задание к этому уроку: работа с модулями из коллекции http://fcior.edu.ru/ по вариантам.
1 вариант – модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение)http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html
2 вариант – модуль «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html
Задания к модулям - в приложении № 1.
Ход урока
1. Слово учителя: Мы начинаем с вами говорить о литературном процессе – то есть о том, как развивалась наша литература от века к веку.
В 988 году Русь приняла крещение и стала христианской православной страной. Именно это время считается зарождением древнерусской литературы (слайд 1)
В качестве домашнего задания вам было предложено поработать по вариантам с учебными модулями (слайд 2).
Вспомните произведения древнерусской литературы, которые мы изучали с 5 по 7 классы. Назовите их и соотнесите с жанрами.
(- Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского» - жития:
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть и житие).
Чем они связаны? Назовите особенности древнерусской литературы(слайд 3)
(-каноничность (образцовость);
- анонимность: (пишет не человек, а Бог водит его рукой);
-религиозность;
-патриотический пафос).
2. Посмотрите на слова, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку. Прочитайте их. Объясните смысл этого высказывания (слайд 4).
Как вы думаете, в каком жанре можно рассказать об истории своей страны?
(-летописи, хронографе)
3. Посмотрите на тему и эпиграф урока (слайд 4)Какова будет наша цель?
(- выявить историческую и литературную ценность «Повести временных лет»)
4. В обоих учебных модулях была представлена информация о влиянии Византии на Древнюю Русь.
Расскажите о влиянии Византийской империи на наше государство (в истории, искусстве, религии) (вариант 1) (слайд 5) Обратитесь к домашнему заданию.
Что могут добавить ребята, работавшие со вторым модулем?
Какие жанры древнерусской литературы можно соотнести с византийскими?(2 вариант) (слайд 6)
5. Какой жанр в древнерусской литературе можно соотнести с византийской хроникой?
6. Попробуем дать определение жанра летописи.Какие два корня входят в слово «летопись»? (слайд 7)
Летопись – это жанр древнерусской литературы, повествование по годам. Повествование могло быть в виде сообщения или описания какого-либо события.
7. Летописи создавались в монастырях (слайд 8), так как именно монахи были самыми образованными людьми, а монастыри – центрами русской культуры. Монах-летописец (слайд 8) выполнял большую работу: сначала он приводил в порядок летописи, которые были написаны до него, переписывал труд своих предшественников, а затем переходил к современности – собственным записям. Итогом такой работы становилась летопись, называемая летописным сводом.
8. Как вы думаете, какие события могли быть отражены в летописи? (слайд 9)
Оказывается, не только военные действия, смена правителей-князей и прочие «большие» события. Мировоззрение человека, жившего в Древней Руси, отличалось от современного, оно было тесно связано с религией. Ни на небе, ни на земле, ни в жизни отдельного человека ничего не могло случиться без ведома Бога. Каждое событие, происходящее на земле, приобретало символическое значение, и не людям было решать, важное это событие или нет.
Поэтому летописцы осознавали всю ответственность своего труда: они должны были сохранить для потомков память не только о делах человеческих, но и о деяниях Божьих.
9. Какими качествами характера, на ваш взгляд, должен был обладать летописец?
Строки эпиграфа взяты из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Это слова летописца Пимена. Вот что он говорит человеку, которого считает своим преемником:
В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Всё то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны -…
Вы поняли, какие события могли быть отражены в летописи?
Как вы понимаете слова «не мудрствуя лукаво»?
10. Отношение к времени у древнерусского человека тоже было особым.(слайд 10)
Настоящее целиком зависит от прошлого.
От какой даты начинал повествование летописец? Почему?
(- 5508 год – сотворение мира. Таким образом, летописец сначала рассказывал мировую историю, прошлое, и лишь затем вписывал в контекст настоящее свой страны).
Только учёт ошибок прошлого, память о великих деяниях и поступки, совершённые в настоящем, давали возможность надеяться на великое будущее.
11. Каково историческое значение летописи?
12. На основе летописной традиции XIвека родился величайший летописный памятник – «Повесть временных лет» (слайд 11)
13. Прослушайте аудиозапись, в которой рассказывается об истории создания «Повести временных лет». После прослушивания ответьте на следующие вопросы:
· Каково полное название летописи?
· Кто, когда и как обнаружил «Повесть временных лет»?
· Какова дальнейшая история летописи?
· Какое произведение древнерусской литературы также обязано своим появлением перед читателем этому человеку?
· Каково культурное значение этой находки?
Сначала поработайте в парах. Ответьте на предложенные вопросы своему соседу по парте, сверьте свои ответы с ответами товарищей.
(-
· «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».
· Граф А. И. Мусин-Пушкин при покупке оптом книг писателя 18 века случайно нашёл книгу на пергаменте, датирована она была 1307 годом.
· Английская библиотека хотела купить рукопись, английский посол давал 1000 червонцев, но граф оставил её в России, подарил государству, а император Александр передал её в Публичную библиотеку.
· «Слово о полку Игореве»
· Она показывала высокий уровень культуры Древней Руси. Ни одна страна мира, за исключением Византийской империи, не могла похвастаться памятником литературы и истории такого уровня)
Вы можете добавить информацию возможном составителе этой летописи? (слайд 12)
(-дополнение – сообщение о Несторе).
14. Ответили мы на проблемный вопрос урока полностью? Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?
15. Давайте обратимся тексту. Сейчас мы будем работать с тремя фрагментами из летописи. Но дома вы прочитали шесть фрагментов, которые есть в учебнике и дополнительный текст – «Сказание о Евпатии Коловрате». Давайте проверим, насколько хорошо прочитан вами текст.
Самостоятельная работа на знание текста – интерактивный тест (слайд 13).
16. Каждый ряд работает со своим фрагментом летописи, отвечает на вопросы карточки (приложение № 2):
1 ряд – «Взятие Олегом Царьграда».
2 Ряд – «Месть княгини Ольги».
3 Ряд – «Сказание о Белгородском киселе».
17. Проверка работы с карточкой:
«Взятие Олегом Царьграда» - слайд 14.
«Местькнягини Ольги» - слайд 15.
«Сказание о Белгородском киселе» - слайд 16.
Обратите внимание, насколько разные иллюстрации и по возрасту художников, и по стилю. Иллюстрация к фрагменту «Месть Ольги» создана вашей ровесницей. Иллюстрацию к фрагменту «Сказание о Белгородском киселе» можно назвать картинкой.
Почему тексты, созданные около тысячи лет назад, интересуют современных художников?
18. Вы можете назвать исторические произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние?
(- Н. М. Карамзин «История государства Российского», С. М. Соловьёв «История России», В. О. Ключевский «Курс лекций по истории России»)
19. Вы можете назвать литературные произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние? (слайд 19)
Кроме этого?
Каково её значение как литературного памятника?
20. Мы проработали все вопросы домашнего задания? Вопрос какого варианта остался без ответа?
(1 варианта). Озвучьте его.
Какая связь, по мнению академика Д. С. Лихачёва, между древнерусской литературой и современностью?
Согласны вы с автором высказывания? Ответ обоснуйте.
(-выслушиваются два-три человека)
Домашнее задание – по выбору:
1. Выберите один из фрагментов «Повести временных лет», не прочитанный на уроке, письменно ответьте на вопросы карточки. Подберите иллюстрации к фрагменту: http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=7&templ=VIEW
2. Сопоставьте героя одного из фрагментов древнерусского памятника «Повести временных лет» и литературного произведения XIX- XXвеков. Найдите сходства.