Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Семинар 13-14 Кейс-метод

Выберите действие:

Семинарское занятие  по кейс-методу

Сценарное описание технологии «Перспектива»

В рамках предлагаемой технологии «Перспектива», ориентированной на работу в режиме кейс-метода, создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы- (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
  • Пессимисты- (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
  • Оптимисты- (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
  • Эксперты- (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале,  обосновывают свое мнение).

Необходимо особо отметить, что всем участникам заранее поработать с предложенным учителем кейсом, подумать над темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе  предлагается поработать   в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных  ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд может длиться от 15 до 25 минут в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы, возраста учащихся и т.д.

Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 130 минут учебного времени (2 урока):

  • 5 минут – организационные моменты; учитель напоминает о методе, о значении каждой «мыслешляпы»;
  • 10 минут – группы готовятся к выступлению, обобщают информацию, структурируют ее;
  • 15 минут – 1 раунд;
  • 15 минут – 2 раунд;
  • 15 минут – 3 раунд;
  • 15 минут – 4 раунд;
  • 15 минут – выводы, подведение итогов.

Каждый раунд длится 15 минут:

  • 4 минуты - выступление новаторов;
  • 1-2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
  • 2 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
  • 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
  • 2 минуты- работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы  с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
  • 2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается). 

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.

Важным моментом при использовании технологии «Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

 

 

Новаторы (зеленая шляпа)

Пессимисты (черная шляпа)

Оптимисты (желтая шляпа)

Штрафы (красная шляпа)

Итоговое количество баллов

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

 В итоге суммируются баллы и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу.

 

Описание  занятия для старшеклассников в рамках курса «Бизнес- проектирование», проведенного с использованием  технологии «Перспектива»

Данное занятие проводилось автором на уроках «Бизнес–проектирование» в 10-х классах Академического лицея в рамках курса «Основы проектирования» регионального учебного компонента

Формирование новых экономических отношений, современный ритм жизни предполагает быстрое включение молодого человека в ситуации реальной жизни, где необходимо делать выбор в условиях непрерывно меняющейся действительности, уметь презентовать обществу свою деятельность и цели, как социально полезные, уметь мотивировать других лиц на поддержку и участие в реализации собственных целей, иметь готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их последствия, воспринимать деятельность государства, как определенным образом действующую систему, имеющую свои специфические средства воздействия на индивида, как элемента этой системы.

Предлагаемое занятие переносит центр тяжести на практические жизненные задачи, для решения которых актуальным становится владение основами экономических, психологических знаний. В ходе таких занятий многие учащиеся начинают серьезнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, понимают, что необходимо соотносить свои желания со способностями и с запросами социума, осознают, что их жизненное благополучие зависит от благополучия людей, живущих с ними рядом, в одном доме, в одном городе, в одной стране.

Использование технологии «Перспектива» помогает решить поставленные задачи. В рамках рассматриваемой проблемы предлагается обсудить эффективность некоторых бизнес-идей учащихся.Необходимо отметить, что понятие «эффективность бизнес-идеи» трактуется не как способ обогащения, а как возможность обеспечивать достойный уровень собственной жизни, принося при этом пользу людям. Все представляемые бизнес-проекты учащихся, в первую очередь, ориентированы на удовлетворение потребностей жителей города и области и на повышение уровня экономического благосостояния Томской области.

Реализация

В рамках технологии экспертной оценки инновационной идеи создаются четыре творческие группы: новаторы, пессимисты, оптимисты, эксперты.

Необходимо отметить, что перед проведением данного занятия лицеисты уже знали о правилах работы в рамках технологии «Перспектива». Лицеистам был предложен кейс, содержащий:

  • Статистические отчеты областной и городской администрации о состоянии малого предпринимательства.
  • Некоторые итоги проведенных государственными службами социологических исследований по проблеме потребностей жителей города и области.
  • Три примера бизнес-планов небольших компаний (торговля, пошив одежды, оздоровительный комплекс)

Ребятам было предложено поработать дома и подумать о возможных бизнес-идеях, подумать о различных информационных аспектах реализации идеи: актуальность идеи для жителей нашего города и области, новизна идеи для рынка, сумма необходимого начального капитала, людские ресурсы, необходимое сырье для производства продукта, необходимые производственно-технологические ресурсы и т.п. Для обоснования, доказательства своих бизнес-идей лицеисты должны найти информационные источники, подтверждающую их точку зрения.

В рамках технологии «Перспектива» в данной реализации проводится четыре этапа- раунда. На каждом из этапов отдельной творческой группе  предложено поработать   в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, оптимистов и экспертов. Таким образом, все ребята пробуют себя в разных социальных ролях и одновременно имеют возможность оценить свою собственную идею с разных точек зрения.

Данное занятие занимает по длительности 2 учебных часа (130 минут). Почасовое планирование всего блока следующее:

  • 15 минут - организационный этап; учитель напоминает задание и правила работы в рамках технологии «Перспектива»; затем в каждой творческой группе проводится обсуждение всех авторских идей участников и выбирается одна идея, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для региона и имеет наибольший элемент новизны, и именно эта идея выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов;
  • 60 минут – время проведения 4-х раундов;
  • 15 минут - подведение итогов занятия.

На момент завершения работы каждая группа набирает определенное количество баллов за работу в каждой из ролевых позиций, баллы суммируются и определяется победитель- та группа, которая отработала наиболее эффективно, целенаправленно в режиме взаимоподдержки и взаимовыручки.

 

Урок природоведения по теме:

«Экологическая безопасность»

Автор: Кудряшова Ольга Валерьевна, учитель СОШ  п. Сайга, класс 3, 2005г.

 

Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива»  ПрищепаТ.А. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

Цели урока:

  1. Формирование бережного отношения учащихся к природе, к своему здоровью.
  2. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»

Сценарий занятия.

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

•   Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

•  Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

•  Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

•  Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы.

Критерии оцениваниягруппы новаторов: достоверность излагаемого  материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оцениванияпессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

     Важным правилом в рамках технологии  является возможность выразить свои эмоции  и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо  из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - завершающая часть занятия, выводы, награждения.

Длительность занятия - 45 минут.

 

Подготовительный этап

Всем ученикам предлагается кейс: прочитать дома некоторые страницы учебника, просмотреть дополнительный материал по проблеме экологической безопасности, заранее подготовленный учителем. Подготовленный материал содержит две статьи экологов для детей о нерациональной деятельности человека, о загрязненном воздухе, воде и пр. В статьях рассматриваются различные направления улучшения экологической ситуации и некоторые конкретные действия, которые необходимо осуществить людям. В кейсе также предложены 4 небольших рассказа советских и российских писателей, связанных с проблемой бережного отношения человека к природе (В.Бианке, И.С. Соколов-Микитов, В. Дуров, А.В. Иванов). Детям предложено самостоятельно поискать информацию по затронутой проблеме.

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание- проблемный вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:

- Что такое экологическая безопасность? – 1 группа

- Как защититься от загрязнённого воздуха? – 2 группа

- Как защититься от загрязнённой воды? – 3 группа

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества? – 4 группа

Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием.

Замечания:

  • с подготовленным кейсом можно познакомиться дома самостоятельно, можно на уроке, но это потребует дополнительного времени;
  • проблемные вопросы подгруппам можно дать заранее, а можно предложить прямо на уроке на выбор;
  • проблемный вопрос должен иметь значимость для практической жизни обучающихся, и возможно, опираться на их личный опыт.

 

Ход занятия.

Уважаемые ребята!

Сегодня мы будем обсуждать проблемы экологической безопасности.

 Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно.

Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня практической, значимой для жизни каждого из нас проблемы.

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

-Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты».

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

  • Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

         В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и  обратить внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

 

1 раунд: Выступление первой группы.

Вопрос: что такое экологическая безопасность?

Тезисы выступления учащихся:

- Люди загрязняют окружающую среду. Много мусора.

- Загрязняющие вещества движутся по цепочке.

- Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.

- Главное для человека – охранять воздух, почву, воду.

- Необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности.

         Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:         

  • Дети выступали очень организованно.
  • Выделили главное.
  • Рассказали о цепи загрязнения.
  • Чётко сформулировали вывод.

Пессимисты:

  • Ребята не указали источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт и др.
  • Они рассказали о цепи загрязнения, но не указали на неё.

Эксперты:

  • К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.
  • Хорошо изобразили схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».
  • Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни о существующих цепях загрязнений.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Меняются ролевые позиции.

2 раунд: Выступление второй группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха?

Тезисы выступления учащихся:

- Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов.

- Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила.

- Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин.

- Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

- Не следует долго задерживаться в местах, где накурено.

- Гулять лучше там, где больше зелени.

- Дома надо разводить комнатные цветы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

  • Молодцы, перечислили все способы защиты от загрязнённого воздуха.

Пессимисты:

  • Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой.
  • Не сказали, что спортом и физкультурой надо заниматься там, где больше зелени.
  • Не все комнатные растения очищают воздух.

    Эксперты:

  • Ребята- новаторы говорили четко, понятно.  Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.
  • Было бы интересно услышать, а существуют ли у нас в крае источники загрязнения воздуха?
  • Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов.

Меняются ролевые позиции.

3 раунд: Выступление третьей группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённой воды?

Тезисы выступления:

-  В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду.

- В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека.

- Воду надо очищать с помощью бытового фильтра.

- Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде.

- Пить лучше кипяченую воду.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

  • Хорошо рассказали о том, как защититься от загрязнённой воды. Говорили без запинки.
  • Использовали дополнительную литературу.
  • Хорошо, что пытались нарисовать  рисунок на доске о том, как происходит загрязнение воды.

Пессимисты:

  • Не всегда следили за речью товарищей, перебивали, торопились.

          Эксперты:

  • Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.
  • Не рассказали об источниках загрязнения воды.

Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов. Пессимистам – 8 баллов.

Меняются ролевые позиции.

4 раунд: Выступление четвертой группы.

 Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

Тезисы выступления:

- Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог.

- Следует всегда мыть овощи и фрукты.

- Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

- Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения.

Оптимисты:

  • Хорошо рассказали о том, что было в учебнике.
  • Привели собственные примеры из жизни.

 Пессимисты:

  • Не указали, что мыть овощи и фрукты надо кипячёной водой.
  • Не обратили внимание на то, что нельзя  собирать грибы и ягоды около свалок.
  • Не сказали о том, что фрукты надо мыть не только для того, чтобы смыть грязь. Ведь их ещё обрабатывают ядохимикатами, которые вредны для нашего организма.

 Эксперты:

  • Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой. Например, можно было бы рассказать о том, как правильно использовать удобрения для растений при их выращивании. Ведь использование большого количества удобрений делает овощи и фрукты вредными для здоровья.
  • Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Заполняем таблицу, считаем очки.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

9

9

8

     26

2 группа

9

8

9

      26

3 группа

8

9

9

     -1     25

4 группа

9

10

10

      29

Победившая группа выходит на награждение. Все  поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог».


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн