Изобразительное искусство Тема: Жанры изобразительного искусства
Submitted by Людмила Геннадьевна Плотникова on Sat, 31/03/2012 - 19:45
Изобразительное искусство
Тема: Жанры изобразительного искусства
Дата: «__»______2011г Класс: 6
Урок № 9/10
Цель урока:систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства
Задачи:
1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.
2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству
Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный. Вид урока: Урок- беседа Методы работы:
1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала)
2. Формирования познавательного интереса
3. Наглядный
Оборудование:Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства».
Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров
Ход урока
Программное содержание
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
1. Организационный момент. Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний. - На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства.
- Давайте повторим, что такое вид искусства?
Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства.
Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку».
- Давайте вспомним пластические виды искусства.
Произведения скульптуры?
Предполагаемый ответ учащихся: - Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.
- Произведения живописи?
Предполагаемый ответ учащихся: - Это живопись, эти произведения написаны красками.
На экране - произведения графики.
Предполагаемый ответ учащихся: - Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.
Произведения архитектуры?
Предполагаемый ответ учащихся: - Это вид конструктивного искусства – архитектура.
Произведения декоративно-прикладного искусства?
Предполагаемый ответ учащихся: - Это вид декоративного искусства - практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой.
- Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств:
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно – прикладное искусство
Архитектура
И.И. Шишкин «Рожь»
Ван Гог «Скорбь» («Печаль»)
Давид (Микеланджело)
Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д.
Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э.
Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.
(греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
(лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
(от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
лат. architecturaотдр.-греч.αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
3. Изучение нового материала. Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве». Жанр искусства - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.
В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Основные жанры живописи
Анималистический
Натюрморт
Пейзажный
Бытовой
Исторический
Мифологический
Батальный
Портрет
Франц Марк Синий конь, 1911
Винсент Ван Гог. Натюрморт с красными маками и ромашками
А. Куинджи. Березовая роща. 1879
Творожников Иван Иванович: «Бабушка и внучка»
Павел Корин. 1942 год. «Александр Невский»
Лейтон Фредерик лорд: Дедал и Икар
Виктор Николаевич Название: «Коловрат-последняя битва»
Зинаида Серебрякова
«За туалетом» Автопортрет. 1909
(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.
(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых композиционно организованных в единую группу.
, (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.
посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику
посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками
от гр. mуthos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.
(от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
(фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей
Различные жанры возникали в разное время.
Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.
На экране «Анималистический жанр».
- Дайте определение анималистическому жанру.
Предполагаемый ответ учащихся: Анималистический жанр- изображение животных.
- Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.
На экране слайд «портрет».
- Портрет- один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.
- Какие разновидности портрета вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: Одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет, парадный, групповой.
- Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т.д.
На экране слайд «натюрморт».
- В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт?
Предполагаемый ответ учащихся: В живописи, графике, скульптуре.
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзажный жанрвозник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Как вы уже поняли, пейзаж - это изображение природы.
Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, индустриальный, марина (от итал. мarina- морской). На экране слайд «пейзаж».
Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
- Родина бытового жанра, как и натюрморта - Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
На экране слайд «бытовой жанр».
Предполагаемый ответ учащихся: Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это, могут быть какие- либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
На экране слайд «исторический жанр».
- Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру.
На экране слайд «библейский жанр».
На экране слайд «Жанры изобразительного искусства».
Задание учащимся:
Записать определение изученных сегодня жанров в тетрадь.
В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, «низким»- портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт.
В Голландии XVII веке, напротив, «низкие» жанры - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки - оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.
Класс делится на 3 группы.
Каждая группа составляет кроссворд по теме урока.
Отгадывание кроссвордов выполняет противоположная группа
Итог урока.
IV. Закрепление нового материала.
– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.
Работа по карточкам-заданиям в парах.
– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?(Для сильных детей.)
V. Обобщение изученного материала.
1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.
2. Продолжите определение:
жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – …(натюрморт).
жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).
3. Кого изображают художники-анималисты?
4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?
5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?
VII. Домашнее задание.
Проиллюстрировать в альбоме раздел «Жанры в изобразительном искусстве».
Виды жанров:анималистический, натюрморт, пейзажный, бытовой, исторический, мифологический, батальный, портрет.
Подготовить доклад, сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.
Карточки - задания проверочных тестов
Карточка №1
Написать название жанра название жанра
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
Карточка 2.
Подпишите под картиной название жанра, к которому она принадлежит.
_______________________________________
_______________________________________
_________________________________________
_________________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________
_________________________________________
______________________________________
Задание №1 - теоретическое
Вопрос № 1
Определите жанры изобразительного искусства, к которым относятся данные произведения (бытовой, исторический, батальный, мифологический) :
1.
К.Петров – Водкин
2. И. Билибин
3.
Ф.Решетников
В.Суриков
4.
5. И. Билибин
6.
А.Дейнека
7. П.Федотов
Вопрос №2.
Определить какая из данных композиций симметричная, а какая асимметричная?
1. Д.Левицкий
2.
Т.Гейнсборо
Вопрос № 3. Определить какая из данных композиций динамичная, а какая статичная?
1.
М.Греков
2.
В.Борисов - Мусатов
Вопрос № 4.
Какое из данных произведений не принадлежит великому живописцу Василию Сурикову?
1
2.
3.
4.
Вопрос № 5.Определите жанр произведений Василия Сурикова?
Вопрос № 6.Приведите примеры художников и их произведений в бытовом жанре?
Вопрос №7. Мифологический жанр – это…
Вопрос №8. Бытовой жанр – это…
Вопрос №9. Исторический жанр – это…
Вопрос №10. Батальный жанр – это…
Творческие задания
Задание №1
Выполнить поэтапное построение фигуры человека, соблюдая основные пропорции.