Перспективный план по валеологическому образованию
детей младшего дошкольного возраста.
Месяц, тема |
Задачи
|
Занятия
|
Игры, игр.упражнения
|
Приемы, задания,
|
Атрибуты,
материалы
|
Художественная литература
|
09
Человек
|
1.Закрепить знание частей тела (голова, руки, ноги, туловище, шея).
2.Формировать умение ориентироваться на себе.
3. Исследовать освоение основ гигиенической культуры.
4.Формировать представления о культуре общения.
|
Вот мы какие.
|
«Собери человечка»
«Делай, как я»
« Волшебник » (Где наши ручки?)
Песенка «Ноги, пояс, плечи, го-ло-ва…»
«Покажи, что назову»
«Дорисуй человечка», «Обведи и дорисуй» (по трафарету геометрических фигур)
Психокоррекционные игры: «Ласкалочки», «Покажи», «Воздушный шарик»
|
Ситуации «Семейный фотоальбом», «На приеме у Айболита» (шишка на лбу, порез стеклом, синяк, вывих), «Куклы пришли в гости», Развитие музык. – ритмических движений.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
Счетные палочки, геометрические фигуры, веревки
Модели частей тела человека, девочек и мальчиков.
Бумага, гуашь, фломастеры, манная крупа
Модель «Мы идем знакомиться»
Модель «Наши чувства»
|
«Жили у бабуси»
А.Макулина «Сороконожка», «Сколько ног у осьминога», В.Степанов «Миша-неряха»,
|
10
Кожа, лицо, руки
|
1.Закрепить знание частей лица (рот, нос, глаза, уши)
2.Познакомить с последовательностью (алгоритмом) действий при умывании.
3.Учить (правило) пользоваться индивидуальными предметами для удовлетворения потребностей организма.
4. Воспитывать привычку следить за чистотой тела.
|
Водичка, водичка, умой мое личико!
|
Игры с водой: переливание, водяная мельница, с резиновыми игрушками, с губками.
« Что изменилось?»
Психокоррекционные игры: «Покажи», «Ласкалочки», «Пожалуйста»
|
Массаж кистей рук
Пальчиковые игры с потешками.
Ситуация: «Что в мыльнице?», «Какое мыло?», «Друзья Мойдодыра живут у нас в группе», «Живые картинки» (полотенце, мыло рассказывают о своем хозяине).
|
Алгоритм умывания
Модель частей тела организма животных
Фигуры Замарашки, Чистюли, Айболита
Кукла-врач
|
К.И.Чуковский – «Мойдодыр», А.Барто – «Девочка чумазая», Н.Пикулева – «Умывалочка», И.Токмакова – «Тили-тили», Н.Саконская – «Где мой пальчик», С.Капутикян – «И меня!», О.Александрова «Доброе утро»,
|
11
Одежда, обувь
|
1.Закреплять и расширять знания об одежде и обуви.
2.Формировать умения последовательно одеваться.
3.Воспитывать желание быть опрятным и аккуратным.
4. Развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
|
Зачем людям одежда нужна?
|
С/р игра «Приглашение на день рождения».
«Живые картинки»
«Мыло пенится в корыте, мы стираем, посмотрите!»
«Что изменилось?»
Психокоррекционные игры: «Пожалуйста», «Корабль и ветер», «Два барана»
|
Ситуации: «Лечебный чай», «Оденем куклу на прогулку», лото «Одежда, «Обувь», «Как шапка поссорилась с курткой в шкафу», «Хочу одеваться правильно», «Что нам делать с грязными ботинками», «Я стираю, посмотрите!», «Как в шкафчике поселились фантик и огрызок»
|
Алгоритм одевания, «Большая стирка»
Виды обуви (тапки, чешки, сапоги…)
Календарь одежды в группе, на прогулке.
Бумажные модели детской одежды
|
Е.Благинина – «Научу одеваться и братца»,Л.Волкова – «Маша-растеряша», Г.Лагедынь – «Аккуратный Алешка», В.Бардалыш – «Вот как Галю одевали», В.Лившиц – «Егоркины башмачки», «Чудо-башмачки».
С.Маршак «Перчатки» (фланелеграф)
|
12
Нос, рот, уши
|
1.Формировать представления о дыхании через нос, о защите органа слуха от шума, холода.
2.Познакомить с трудом врача.
3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
|
Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке.
|
Д/игра «Чье лицо?», «Нюхачи»
Узнавание звуков (бытовые, животных, музыкальных).
С/р игра «У Айболита», «Детский сад», «Семья».
П/и «Пузырь», «Ветерок»,
Психокоррекционные игры: «Два барана», «Давайте поздороваемся», «Обзывалки»
|
Дыхательная гимнастика……
Игры с музыкальными игрушками.
Ситуации: «Стираем платочки», «Я и дети», «Как мишка простудился», «Как я дышу», «Почему заболело горло?», «Как можно лечить горло»
|
Модели частей лица, эмоций.
Запахи ягод, фруктов, овощей
|
Р.н.с. «Петушок и бобвое зернышко», К.И.Чуковский – «Айболит», А.Барто – «Зайка», «Мишка», Э.Мошковская – «Приказ», М.Погарский «Зайчик», Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (с.55-106)
|
01
Волосы
Глаза
|
1.Закрепить навыки ухода за волосами (расчесывание, стрижка, мытье).
2.Познакомить с правилом: расческа – предмет индивидуального пользования.
|
Зачем нам глаза?
|
С/р игра «Семья», «Салон красоты».
Ситуации: «Завяжем куклам бантики», «Чем можно мыть волосы?»
р/и «Какого цвета волосы?»
Психокоррекционные игры: «Тряпичная кукла и солдат», «Давайте поздороваемся», «Обзывалки»
|
Ситуация «Я хрю-хрюшка», «Мы моем свои расчески»
|
Предметные картинки.
Советы чистюли: модели: длинные ногти, грязные руки, непричесанные волосы.
|
Г.Лагедынь – «Петушок», потешка «Расти, коса, до пояса»,
А.Барто «Купание Машеньки»
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (с.57, 62, 68, 72, 74, 86, 88, 89, 97, 101, 102)
|
02
Зубы
Труд врача
|
1.Формировать представления об уходе за зубами.
2.Познакомить с правилами: полоскать рот, чистить зубы, показывать их доктору, есть свежие овощи и фрукты.
3.Обучать навыку полоскания рта после еды отварами трав.
|
Чтобы зубки не болели.
Экскурсия в кабинет врача.
Если ты заболел…
|
С/р игра «Открыта больница для птиц и зверей! Идите лечиться туда поскорей!», «Мы – врачи», «Строим детскую больницу»
«Как микроб Плохиш убежал из города Чистюль»,
Психокоррекционные игры: «Шалтай-Болтай», «Тряпичная кукла и солдат», «Замиралки»
|
Ситуации: «Как заболело горлышко», «Спор фонендоскопа и градусника, кто главнее у врача», «От чего загрустила зеленка?», «Как Петя перестал бояться таблеток и подружился с витаминами», «Отчего у детей вырастают шишки?»
Практические упражнения на формирование навыка полоскания рта после еды.
|
Детские средства гигиены
Атрибуты к с/р игре: градусники, фонендоскоп, шприцы, таблетки, бинты, йод, грелки.
Модели лечения органов дыхания: капли в нос, полоскание горла, теплые тапочки, резиновые шапочки для купания.
|
Фланелеграф «Птичка Тари», В.Берестов «Больная кукла»
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (с.21, 28, 36, 38, 40, 45, 54)
М.Погарский «Зайчик»,
А.Барто «Девочка-ревушка», Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (с. 76-78, 80, 82, 83)
|
03
Питание
|
1.Формировать представления о полезности продуктов.
2.Закреплять правила поведения за столом, знания пользования столовыми приборами.
3.Познакомить с трудом повара.
|
«Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел…»
|
С/р игра «Семья», игра вслепую «Что ты съел?», «Идем в магазин за продуктами», «Что нам купить в подарок?»
д/и «На что похоже», «Большой-маленький»
игра наоборот
«Что изменилось?»
Психокоррекционные игры: «Замиралки», «Драка», «Слепой танец»
|
Ситуации «Как Котенок чуть не обжегся за обедом», «Живые картинки» (тарелка, ложка, салфетка рассказывают о своем хозяине), «Бабушкин компот», «Чудо-овощи», «Как посуда убежала», «Шоколадные конфетки любят маленькие детки»
|
Овощи, фрукты
Модели посуды, продуктов.
Атрибуты продовольственных товаров
Алгоритм «Готовим угощение из фруктов, овощей»
Алгоритм сервировки стола
|
Г.Лагздынь – «Ладушки», «Ешь, собака», «Куклу кормили?», «У меня братишка есть», Просто объеденье», А.Прокофьев «Вечером», Капутикян – «А мне дадите?», «Кто скорее допьет?», Е.Благинина – «Обедать», «Аленушка», С.Прокофьев «Про девочку, которая плохо кушала…»
|
04
Настроение
|
1.Закрепить понимание связи между хорошими поступками и настроением, влияющим на состояние здоровья.
2.Показать, что эмоции можно изобразить цветом.
|
Как мы представляли, что пришли в детский сад в первый раз.
|
С/р игра «Я и моя семья»,
Д/И «Цвета радости»
«Собери лицо»
«Что изменилось?»
«Дорисуй»
«Найди пару веселым ребятам» (у кого какое настроение?)
«Какого цвета радость?»
Психокоррекционные игры: «Танцующие руки», «Шептушки», «Слепой танец», «Драка»
|
Ситуации: «За что меня можно похвалить?», «Наши хорошие поступки», «Отгадываем наши настроения»
Предметные картинки
Модели, геометрические фигуры
Модели частей лица
Предметные картинки
|
Модели настроений
Модели-характеристики половых отличий людей «Я и мой папа», «Я и моя мама»
|
Э.Мошковская – «Жадина», «Капризы», «Не буду бояться», Л.Муур – «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», В.Маяковский – «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.Чуковский – «Радость», А.Барто – «Таня-ревушка», Е.Благинина – «С добрым утром», Л.Н.Толстой «Пошла Катя по утру»
|
05
Кожа (тело, руки, ноги)
Пожарная безопасность
|
1.Закрепить знания об уходе за всеми частями тела; о множественном назначении полотенца (для рук, ног, тела).
2.Развивать сенсорные ощущения.
3.Воспитывать желание следить за чистотой тела.
|
«Умываемся каждый день или пожелания королевы Чистюли.»
«Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!»,
|
С/р игра «Семья», «У доктора Айболита»
д/и «Кому полотенце?»
игры с мыльной пеной
«Скажи по-другому»
Лабиринт «Город Чистюль»,
«Письмо от грязнули», игры с куклами «К нам пришла замарашка»
Психокоррекционные игры: «Танцующие руки», «Подушечные бои», «Бумажные мячики», «Слепой танец», «Шалтай-Болтай» и др. по желанию детей (летом повторяются все коррекционные игры с учетом пожеланий детей).
|
Ситуации: «Чем я моюсь», «Какая вода?», (определение качеств воды), «Как стать сильным?», «Как огонь воду не взлюбил?», «Рассказ утюга о пожаре», «Как Хрюша решил стать большим», «Купаться любят все!», «Опять Хрюша заболел», «Как поливальная машина искупала асфальт»
|
Модели полотенец по величине
Набор мочалок, щеток, порошков
Модели гигиенических средств
|
И.Токмакова – «10 птичек – стайка», В.Бианки – «Купание медвежат», К.Чуковский – «Мойдодыр», Б.Житков – «Как слон купался», Г.Ладонщиков - «Ох, топну ногой!», М.Газеев – «Утром», Г.Лагздынь – «В кране булькает вода», «Тепики- тепики», Е.Благинина – «Аленушка», «Няня на ночь Нину мыла», С.Капутикян – «Куп-куп», «Хлоп-хлоп», А.Барто – «Резиновая Зина»
|
|