Формирование учебной мотивации
Ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, и , следовательно, тема формирования мотивов, побуждающих её, представляет интерес для изучения.
Потребность – мотив – цель.
(хочу) (интересуюсь) (умею)
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
В зависимости от уровня способности, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:
– высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
– высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
– низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
– низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.
Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент. Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент.
Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.
Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.
Старшеклассники. Повышение мотивации основана на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.
Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность учителя, который может формировать мотивацию у школьников своими способами и методами, отличными от других.
|
На: учебная мотивация
Добрый день! Я ознакомилась с вашим материалом. Спасибо. Удачи!
На: учебная мотивация
Этот теоретический материал я разместила в базе данных. Но вот, что касается практики - об этом можно много говорить. Я согласна с тем, что крайне необходимо проводить исследовательскую работу, социологические опросы и т.д. Но как быть, если ребенок - сирота пришел в школу в середине учебного года с сильнейшей педагогической запущенностью (например в 5 класс с уровнем знаний 3-его класса)? Мы у себя в интернате считаем, что в этом случае сразу и очень активно должен подключиться учитель, который не ожидая результатов глубокого изучения начинает работать с ребенком. Наша цель в этом случае: разбудить ум ребенка, научить его получить радость от крошечного правильного ответа. Мне кажется иногда, что Выгодский писал свои работы именно для интернатских детей! А что думаете вы?
На: учебная мотивация
Ольга Александровна, тема, обозначенная Вами, конечно актуальна. В основе любой деятельности, в том числе учебной, лежит мотивация. В своих тезисах Вы обращаете внимание на возрастные особенности детей и указываете на решающую роль в развитии мотивов личности учителяЮ с чем нельзя не согласиться. С уважением Мансурова Л.Н.
На: учебная мотивация
Проблема учебной мотивации в настоящее время очень актуальна. Так как у большинства учащихся пропадает интерес к учебе. Как повысить интерес к учебной деятельности зависит от многих причин. Поэтому нужно сначала провести исследовательскую работу по этой теме в школе. Сделать социологический опрос учащихся, учителей, родителей, а также изучить научную литературу по этой проблеме. Затем обобщить все данные и вести определенную работу в этом направлении.