Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект межпредметный интегрированный урок«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Фото пользователя Ирина Николаевна Третьякова
Submitted by Ирина Николаевна Третьякова on Fri, 30/03/2012 - 23:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Третьякова Ирина Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №4 г. Аксай, Ростовской области. Учитель истории.
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 

Предметная цель урока:

-выявить связь между творческой и практической деятельностью декабристов.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный  характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIXвек., М., Просвещение. 2010. 

Используемая методическая литература: 

М.Ю. Ярославцева:  Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Дистанционный курс повышения квалификации. Педагогический университет "Первое сентября". М., 2009.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: 

Компьютерная презентация

Краткое описание: 
Тезисы межпредметного интегрированного урока (история+литература) по теме: у «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».8 класс. Третьякова И.Н. учитель истории МБОУ СОШ №4, г. Аксай. Данный урок ставит своей целью формирование метапредметных знаний и умений, т.е. метаумений у учащихся. Средством достижения поставленной цели является работа с различными группами текстовой информации: документами, литературными произведениями, текстом учебника. Анализ различных видов текстовой информации способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а так же других навыков работы с информацией. Использование методических приёмов работы с текстом даёт возможность развивать у учащихся теоретическое, творческое, критическое мышление, регулятивные умения, навыки переработки информации, т.е. метаумения. Межпредметный урок помогает учащимся осознать, ощутить историческое пространство, закреплённое в слове и в художественных образах, помогает понять закономерности историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий. Использование на уроке литературных произведений декабристов, программных документов тайных обществ позволяет учащимся понять в какие художественные формы облекались идеи движения, почувствовать дух исторической эпохи, понять логику поступков, взгляды и позиции декабристов, их оценки происходивших событий. Данный урок способствует решению личностно – значимой проблемы: что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной? Работа в группах развивает у учащихся, наряду с учебнопознавательной и мировоззренческой компетентностями, ещё и коммуникативные качества. В ходе урока используется презентация. Ведущий метод урока – эвристическая беседа, поэтому вопросы учителя представлены на слайдах. На первой стадии урока учитель использует портреты декабристов, высказывания А.С.Пушкина, отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева в качестве эпиграфа для того, чтобы нарисовать яркий образ (яркое пятно), тем самым создать положительную мотивацию для изучения темы и активизировать эмоциональную сферу учащихся. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что объединяет этих людей?» Ответы учащихся позволяют перейти к следующей стадии урока – проблематизации, на которой ребенок узнает о собственном знании и незнании, и нарисованный образ представляется проблемой, которую надо разрешить. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся формулируют проблему урока: почему декабристы, будучи людьми военными, принадлежащими к привилегированному сословию, занимались литературной деятельностью и в основном писали стихи? Таким образом, мы создаем условия для формирования регулятивных метаумений. На следующем этапе урока учащиеся анализируют произведения декабристов, отвечая на различные типы вопросов, сформулированные учителем (продуктивные, репродуктивные, проблемные). Так осуществляется поиск методов разрешения проблемы. Учащиеся работают в группах. Обобщённые выводы записываются в тетради. Таким образом происходит преобразование незнания в знание и возникновение новых образов. В результате учащиеся приобретают знания о том какова была, по мнению декабристов, роль поэта в жизни общества, его гражданское предназначение? Отвечают на вопросы: «Почему, несмотря на то, что декабристы предвидели трагический исход своей деятельности, они от неё не отказались?» и «В чём заключается их гражданский подвиг?». В качестве домашнего задания учащиеся проводят сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их мятежной лирики. Результаты оформляют в виде таблицы. Выполнение этого задания, а так же последующей контрольной работы, способствует формированию у учащихся таких метаумений как анализ источника, сравнение ,выявление общего и особенного, преобразования информации. Способом подачи информации на уроке является информационный лист. Он состоит из текстов стихов и программных документов декабристов, что организационно предусматривает полностью самостоятельную деятельность учащихся на уроке. Информационный лист необходим для того, чтобы определить индивидуальные возможности и способности школьника при решении личностно - и социально - значимых проблем. Данный урок будет интересен для тех, кто работает над проблемой «Работа с текстовой информацией на уроках истории как способ формирования метаумений».

 

Конспект межпредметного интегрированного урока (история+литература) по теме: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

      8класс. Два урока.

Третьякова И.Н. учитель истории  МБОУ СОШ №4, г. Аксай.                                

 

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Предметная цель урока:

-выявить связь между творческой и практической деятельностью декабристов.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный  характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение  закрепления, развития, запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников:  самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

-продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией

(критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

-продолжить формирование навыков преобразования информации;

-продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

-развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

-развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Воспитательная задача: способствовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий:  патриотизм, ответственность, долг, гражданственность.

Социально-значимая проблема: развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.

Личностно – значимая проблема– что значит быть патриотом и гражданином,  и в чём состоит долг человека перед Родиной?

Форма работыучащихся - групповая.

Ведущий метод– эвристическая беседа.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся  с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Средства создания коммуникативной среды:

УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку; тексты стихов В.Ф.Раевского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Ф.Н.Глинки, Агитационных песен декабристов; основные программные документы декабристов: из «Конституции» Н.Муравьёва, из «Русской правды» П.И.Пестеля, из «Конституции государственного завета» П.И.Пестеля.

Каждый вопрос учителя представлен на отдельном слайде презентации.

Ход урока.

На экране эпиграф:

 Заплатимте тому презрением холодным,

Кто хладен может быть к страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель жизни человека,

Постичь дух времени и назначенье века.

К.Ф.Рылеев. 1824г.

Ниже портреты поэтов-декабристов. Под каждым портретом  высказывание  ПушкинаА.С. о данном человеке.

Учитель: что объединяет этих людей?

(Декабристы, военные, занимались литературной деятельностью.)

Учитель: как вы думаете, почему декабристы, будучи людьми военными,

занимались литературной деятельностью?

(Хотели выразить свои взгляды в литературной форме.)

Учитель: почему декабристы не могли выразить свои взгляды открыто?

(Существовала цензура, отсутствовала свобода слова).

Учитель: как вы думаете, почему декабристы писали стихи? Чтобы  это понять, давайте обратимся к творчеству декабристов и ответим на вопрос: какова роль поэта в жизни общества, его гражданское предназначение?

Учащиеся работают в группах с текстами стихов. Затем выступает каждая группа, озвучивает свои результаты, записывая каждое новое положение на доске. Учитель, вместе с детьми, подводит итоги, помогает формулировать выводы, которые появляются на экране и ученики записывают их в тетрадь.

( Декабристы считали, что поэт избран богом, удел его высок, и никто не может с ним сравниться. Они видели предназначение поэта в следующем:

-быть полезным;

-оправдать своё предназначение делом;

-говорить святую правду;

-разжигать доблесть в сердцах;

-быть органом священной истины;

-защищать гонимых;

-выступать против зла;

-защищать гонимых;

-выступать против зла;

-пробуждать вражду к тирании и рабству;

-подвигами предков возбуждать доблесть сограждан).

Учитель: какими же личными качествами должен был обладать поэт по мнения декабристов? Обратимся к источникам.

Работа в группах, обсуждение, записи на доске. Подведение итогов с учителем, их отражение на следующем слайде. Учащиеся записывают общие выводы в тетрадь.

( Характерные черты поэта:

-кипит враждой к неправде, и злу;

-не раболепствует;

-смелый, с презрением относится к смерти;

-свободолюбивый, ненавидит тиранов и рабов;

-любит Родину.

К.Рылеев: «Я не Поэт, а  Гражданин».

Вывод: все перечисленные качества присущи не только поэту, но и гражданину. Следовательно, высшей и основной задачей поэта было  гражданское служение обществу).

Учитель: каким темам в своём творчестве декабристы уделяли больше внимания? Работа с источниками по группам. Ответы групп. Запись результатов на доске. Формулировка  выводов. Запись их  в тетрадях.

( Основными темами были:

-роль поэта в обществе;

-гражданственность;

-борьба за свободу;

-роль исторических личностей;

-народные движения и восстания;

-патриотизм).

Учитель: какие средства использовали поэты-декабристы для выражения своих общественных и политических взглядов?

Работа в группах. Ответы. Подведение итогов с записью в тетрадях.

(Поэты-декабристы использовали следующие средства:

-главные герои – деятели русской истории X-XVIIIв.;

-литературная  форма – «думы» (исторические баллады), агитационные песни, поэмы;

-использование для выражения своих идей исторической тематики (исторические декорации);

-подражание римскому поэту-сатирику.)

Учитель: объясните, почему поэты-декабристы прибегали к подобным приёмам? Воспользуйтесь своими знаниями общественно-политической ситуации в России в первой четверти XIXвека.

Ответы групп. Формулировка вывода. Запись в тетради.

(В условиях того времени открытая пропаганда своих взглядов была невозможна. Практическая деятельность грозила гибелью).

Учитель: Декабристы предвидели грозящую им опасность? Если да, то почему продолжали свою деятельность? Работа по группам.

Выводы каждой группы.

 Общий вывод:

В стихах декабристов постоянно присутствуют мотивы предчувствий своей трагической судьбы. Но декабристы считали, что гибель за свободу народа почётна и оправдана чистой любовью к отчизне. И эта жертва – ради свободы, счастья и покоя на Руси. В этом и есть гражданский подвиг декабристов.

Домашнее задание: сравнить содержание программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их мятежной лирики. Результаты оформить в виде таблицы.

 

 

                             Контрольная работа по теме:                                                                              «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.

1.Как в стихах и программных документах декабристов раскрывается проблема прав человека на достойное существование?

2.Как в лирике и программных документах декабристов определяются цели движения?

3.Как в программных документах и лирике декабристов оценивается самодержавие, и каковы его перспективы?

Критерии оценивания:

-знание источников;

-умение работать с источниками (правильное осмысление, интерпретация,

группировка);

-наличие собственных суждений, оценок, позиций, их правильная и достаточная аргументация;

-логичность рассуждений.

Прикрепленный файл Size
Конспект урока .docx 33.26 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн