Конспект межпредметный интегрированный урок«Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».
Submitted by Ирина Николаевна Третьякова on Fri, 30/03/2012 - 23:57
Конспект межпредметного интегрированного урока (история+литература) по теме: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».
8класс. Два урока.
Третьякова И.Н. учитель истории МБОУ СОШ №4, г. Аксай.
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Предметная цель урока:
-выявить связь между творческой и практической деятельностью декабристов.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение закрепления, развития, запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
-продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией
(критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
-продолжить формирование навыков преобразования информации;
-продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
-развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
-развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Воспитательная задача: способствовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: патриотизм, ответственность, долг, гражданственность.
Социально-значимая проблема: развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.
Личностно – значимая проблема– что значит быть патриотом и гражданином, и в чём состоит долг человека перед Родиной?
Форма работыучащихся - групповая.
Ведущий метод– эвристическая беседа.
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Средства создания коммуникативной среды:
УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку; тексты стихов В.Ф.Раевского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Ф.Н.Глинки, Агитационных песен декабристов; основные программные документы декабристов: из «Конституции» Н.Муравьёва, из «Русской правды» П.И.Пестеля, из «Конституции государственного завета» П.И.Пестеля.
Каждый вопрос учителя представлен на отдельном слайде презентации.
Ход урока.
На экране эпиграф:
Заплатимте тому презрением холодным,
Кто хладен может быть к страданиям народным.
Старайтесь разгадать цель жизни человека,
Постичь дух времени и назначенье века.
К.Ф.Рылеев. 1824г.
Ниже портреты поэтов-декабристов. Под каждым портретом высказывание ПушкинаА.С. о данном человеке.
Учитель: что объединяет этих людей?
(Декабристы, военные, занимались литературной деятельностью.)
Учитель: как вы думаете, почему декабристы, будучи людьми военными,
занимались литературной деятельностью?
(Хотели выразить свои взгляды в литературной форме.)
Учитель: почему декабристы не могли выразить свои взгляды открыто?
Учитель: как вы думаете, почему декабристы писали стихи? Чтобы это понять, давайте обратимся к творчеству декабристов и ответим на вопрос: какова роль поэта в жизни общества, его гражданское предназначение?
Учащиеся работают в группах с текстами стихов. Затем выступает каждая группа, озвучивает свои результаты, записывая каждое новое положение на доске. Учитель, вместе с детьми, подводит итоги, помогает формулировать выводы, которые появляются на экране и ученики записывают их в тетрадь.
( Декабристы считали, что поэт избран богом, удел его высок, и никто не может с ним сравниться. Они видели предназначение поэта в следующем:
Учитель: какими же личными качествами должен был обладать поэт по мнения декабристов? Обратимся к источникам.
Работа в группах, обсуждение, записи на доске. Подведение итогов с учителем, их отражение на следующем слайде. Учащиеся записывают общие выводы в тетрадь.
( Характерные черты поэта:
-кипит враждой к неправде, и злу;
-не раболепствует;
-смелый, с презрением относится к смерти;
-свободолюбивый, ненавидит тиранов и рабов;
-любит Родину.
К.Рылеев: «Я не Поэт, а Гражданин».
Вывод: все перечисленные качества присущи не только поэту, но и гражданину. Следовательно, высшей и основной задачей поэта было гражданское служение обществу).
Учитель: каким темам в своём творчестве декабристы уделяли больше внимания? Работа с источниками по группам. Ответы групп. Запись результатов на доске. Формулировка выводов. Запись их в тетрадях.
( Основными темами были:
-роль поэта в обществе;
-гражданственность;
-борьба за свободу;
-роль исторических личностей;
-народные движения и восстания;
-патриотизм).
Учитель: какие средства использовали поэты-декабристы для выражения своих общественных и политических взглядов?
Работа в группах. Ответы. Подведение итогов с записью в тетрадях.
(Поэты-декабристы использовали следующие средства:
-главные герои – деятели русской истории X-XVIIIв.;
-литературная форма – «думы» (исторические баллады), агитационные песни, поэмы;
-использование для выражения своих идей исторической тематики (исторические декорации);
-подражание римскому поэту-сатирику.)
Учитель: объясните, почему поэты-декабристы прибегали к подобным приёмам? Воспользуйтесь своими знаниями общественно-политической ситуации в России в первой четверти XIXвека.
Ответы групп. Формулировка вывода. Запись в тетради.
(В условиях того времени открытая пропаганда своих взглядов была невозможна. Практическая деятельность грозила гибелью).
Учитель: Декабристы предвидели грозящую им опасность? Если да, то почему продолжали свою деятельность? Работа по группам.
Выводы каждой группы.
Общий вывод:
В стихах декабристов постоянно присутствуют мотивы предчувствий своей трагической судьбы. Но декабристы считали, что гибель за свободу народа почётна и оправдана чистой любовью к отчизне. И эта жертва – ради свободы, счастья и покоя на Руси. В этом и есть гражданский подвиг декабристов.
Домашнее задание: сравнить содержание программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их мятежной лирики. Результаты оформить в виде таблицы.
Контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их «мятежной» лирики.
1.Как в стихах и программных документах декабристов раскрывается проблема прав человека на достойное существование?
2.Как в лирике и программных документах декабристов определяются цели движения?
3.Как в программных документах и лирике декабристов оценивается самодержавие, и каковы его перспективы?
Критерии оценивания:
-знание источников;
-умение работать с источниками (правильное осмысление, интерпретация,
группировка);
-наличие собственных суждений, оценок, позиций, их правильная и достаточная аргументация;