Программа эколого-краеведческого клуба "Природа вокруг нас"
Нет ответов
Fri, 30/03/2012 - 21:43
Любовь Николаевна Большенко
На сайте с: 30/01/2011
Баллы: 85
МОУ СОШ № 63
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для учащихся 6-9 классов (для детей от 11 до 14 лет)
Эколого-краеведческий клуб
«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
3 года обучения
Образовательная область: экология
Учебная дисциплина: экология
Тип: дополнительного образования
Направленность программы: эколого-краеведческое
Форма организации программы: студийная
Ступень образования: для I, II, III ступени образования
Пояснительная записка
Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.
М.В. Ломоносов
В основе разработки программы развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения, признанного приоритетным направлением современного образования. Она призвана обогатить учащихся жизненно необходимыми знаниями о принципах разумного взаимодействия человека, общества и окружающей их среды, внести вклад в воспитание у школьников чувства ответственности за судьбы своего края, Родины и всей планеты Земля.
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 70 учебных часов на учебный год (по 2 часа в неделю).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Равнодушие, эгоизм, агрессивность свойственны «отдельной» части нашей молодежи. И только через осознание полезности и нужности, ребенок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом обретая лучшее человеческое качество – ЛЮБОВЬ:
E Любовь к Родине; Любовь к малой родине;
E Любовь к народу; Любовь к улице и дому;
E Любовь к человеку; Любовь ко всему живому.
Поэтому в нашей школе реализуется данная программа, которая способствует повышению культурного уровня подростка и дает возможность «примерить» себя к реальной жизни.
Цель программы
Комплексное внедрение экологических знаний с целью воспитания высоконравственной личности с активной гражданской позицией, способной к инициативе и сотрудничеству; создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.
Задачи программы
1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
2. Развитие экологического мышления у детей.
3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
8. Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Отличительные особенности программы Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.то многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками деятельности клуба являются:
v активное взаимодействие с окружающим миром;
v высокая степень самостоятельности и познавательной активности членов клуба;
v сочетание умственного и физического труда, развитие навыков исследовательской деятельности.
Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-15лет при трехгодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы - 3 года.
Основные формы жизнедеятельности клуба:
Øдискуссии;
Øдиспуты и дебаты;
Øэкскурсии,
Øэкспедиции;
Øпрактикумы;
Øтренинги;
Øролевые игры;
Øконцерты;
Øагитбригады;
Øиндивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
Øротационные (сменные) тройки.
Методы освоения программы:
1. ситуативный и коммуникативный
2. творческое деловое общение (использование разных уровней интересов подростка)
3. профессиональное самоопределение
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
После первого года обучения:
• базовые знания по географии и биологии;
• навыки самостоятельной работы с литературой;
• базовые навыки лабораторно-практических работ;
После второго года обучения:
• навыки работы с программами Роwег РоintРhоtoShopWord
• навыки компоновки материала;
• основы экологии; мировая природоохранная практика;
После третьего года обучения:
• углубленные знания по географии и биологии;
• составление экскурсионных маршрутов;
• навыки работы с международными программами;
• навыки аналитической работы с литературой;
• индивидуальная работа над проектом;
• умение оформлять и представлять собственный проект и презентацию;
Учащиеся должны владеть умениями и навыками:
• применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;
• использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;
• устанавливать систематическую принадлежность животных и растений по определителям;
• создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты;
• работы со справочной и дополнительной литературой;
• ответственное отношение к окружающей среде.
Механизм оценки образовательных результатов:
Оценка знаний учащихся проводится в процессе обучения при собеседовании с педагогом, во время практикумов, работы в полевых условиях. При этом учитываются:
• правильность и осознанность изложения материала;
• точность употребления понятий и требований;
• умение применять полученные знания при работе в полевых условиях, на лабораторных занятиях, при работе с оборудованием;
• умение применять полученные знания на практике и в жизни.
Учебно-тематическое планирование
№
темы
Тема
Основное содержание
1.
Природа вокруг нас
В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме - создание школьных уголков
2.
Экология - наука о нашем доме
Экология - наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
3.
Человек и природа
Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц - время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.
4.
Экомониторинг
Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга - это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
5.
Охранять и защищать
Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровеньэкологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
6
Театр экологических знаний
Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
7
Календарь экологических дат
Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими дат проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий - это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
8
Экология и жизнь
Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для
окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Учебно-тематическое планирование
дата
Темы занятий
Сентябрь
1
05.09
Экология: цели, задачи и проблемы обсуждения и планирования
Вводная беседа
1
2
05.09
Экостар. Рекламно-агитационная компания.
1
3
12.09
Важность и значимость экологического движения в школе
1
4
12.09
Экологическое движение в школе
1
5
19.09
Работа с календарем экологических дат. Первый осенний месяц – «Вересень»
1
6
19.09
Работа с календарем экологических дат. Листопадник и полузимник
1
7
26.09
Экологические организации. Изучение опыта работы.
1
8
26.09
Организация мастерской в начальной школе «Уголок природы»
МОУ СОШ № 63
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для учащихся 6-9 классов (для детей от 11 до 14 лет)
Эколого-краеведческий клуб
«ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
3 года обучения
Образовательная область: экология
Учебная дисциплина: экология
Тип: дополнительного образования
Направленность программы: эколого-краеведческое
Форма организации программы: студийная
Ступень образования: для I, II, III ступени образования
Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет.
М.В. Ломоносов
В основе разработки программы развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения, признанного приоритетным направлением современного образования. Она призвана обогатить учащихся жизненно необходимыми знаниями о принципах разумного взаимодействия человека, общества и окружающей их среды, внести вклад в воспитание у школьников чувства ответственности за судьбы своего края, Родины и всей планеты Земля.
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 70 учебных часов на учебный год (по 2 часа в неделю).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Равнодушие, эгоизм, агрессивность свойственны «отдельной» части нашей молодежи. И только через осознание полезности и нужности, ребенок обретает социально-значимую жизненную позицию, при этом обретая лучшее человеческое качество – ЛЮБОВЬ:
E Любовь к Родине; Любовь к малой родине;
E Любовь к народу; Любовь к улице и дому;
E Любовь к человеку; Любовь ко всему живому.
Поэтому в нашей школе реализуется данная программа, которая способствует повышению культурного уровня подростка и дает возможность «примерить» себя к реальной жизни.
Цель программы
Комплексное внедрение экологических знаний с целью воспитания высоконравственной личности с активной гражданской позицией, способной к инициативе и сотрудничеству; создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.
Задачи программы
1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
2. Развитие экологического мышления у детей.
3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
8. Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Отличительные особенности программы Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.то многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками деятельности клуба являются:
v активное взаимодействие с окружающим миром;
v высокая степень самостоятельности и познавательной активности членов клуба;
v сочетание умственного и физического труда, развитие навыков исследовательской деятельности.
Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-15лет при трехгодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы - 3 года.
Основные формы жизнедеятельности клуба:
Øдискуссии;
Øдиспуты и дебаты;
Øэкскурсии,
Øэкспедиции;
Øпрактикумы;
Øтренинги;
Øролевые игры;
Øконцерты;
Øагитбригады;
Øиндивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
Øротационные (сменные) тройки.
Методы освоения программы:
1. ситуативный и коммуникативный
2. творческое деловое общение (использование разных уровней интересов подростка)
3. профессиональное самоопределение
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
После первого года обучения:
• базовые знания по географии и биологии;
• навыки самостоятельной работы с литературой;
• базовые навыки лабораторно-практических работ;
После второго года обучения:
• навыки работы с программами Роwег РоintРhоtoShopWord
• навыки компоновки материала;
• основы экологии; мировая природоохранная практика;
После третьего года обучения:
• углубленные знания по географии и биологии;
• составление экскурсионных маршрутов;
• навыки работы с международными программами;
• навыки аналитической работы с литературой;
• индивидуальная работа над проектом;
• умение оформлять и представлять собственный проект и презентацию;
Учащиеся должны владеть умениями и навыками:
• применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;
• использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;
• устанавливать систематическую принадлежность животных и растений по определителям;
• создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты;
• работы со справочной и дополнительной литературой;
• ответственное отношение к окружающей среде.
Механизм оценки образовательных результатов:
Оценка знаний учащихся проводится в процессе обучения при собеседовании с педагогом, во время практикумов, работы в полевых условиях. При этом учитываются:
• правильность и осознанность изложения материала;
• точность употребления понятий и требований;
• умение применять полученные знания при работе в полевых условиях, на лабораторных занятиях, при работе с оборудованием;
• умение применять полученные знания на практике и в жизни.
Учебно-тематическое планирование
№
темы
Тема
Основное содержание
1.
Природа вокруг нас
В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме - создание школьных уголков
2.
Экология - наука о нашем доме
Экология - наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
3.
Человек и природа
Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц - время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.
4.
Экомониторинг
Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга - это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
5.
Охранять и защищать
Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровеньэкологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
6
Театр экологических знаний
Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
7
Календарь экологических дат
Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими дат проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий - это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
8
Экология и жизнь
Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для
окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Учебно-тематическое планирование
дата
Темы занятий
Сентябрь
1
05.09
Экология: цели, задачи и проблемы обсуждения и планирования
Вводная беседа
1
2
05.09
Экостар. Рекламно-агитационная компания.
1
3
12.09
Важность и значимость экологического движения в школе
1
4
12.09
Экологическое движение в школе
1
5
19.09
Работа с календарем экологических дат. Первый осенний месяц – «Вересень»
1
6
19.09
Работа с календарем экологических дат. Листопадник и полузимник
1
7
26.09
Экологические организации. Изучение опыта работы.
1
8
26.09
Организация мастерской в начальной школе «Уголок природы»
1
Октябрь
9
03.10
Смотр-конкурс «Уникальные природные уголки природы»
1
10
03.10
Подведение итогов конкурса «Уголок природы»
1
11
10.10
Экскурсия в музей им.Крылова.
Выставка «Экзотические бабочки»
1
12
10.10
Экскурсия в музей им. Крылова.
Выставка «Дом художника»
1
13
17.10
Фотоконкурс «Наша слобода- крупным планом»
1
14
17.10
Подготовка саженцев к проведению акции «Зеленый мир»
Практикум «Степень озеленения пришкольного участка»
1
15
24.10
Проведение акции «Зеленый мир»
1
16
24.10
Подведение итогов Iчетверти. Награждение победителей.
1
Ноябрь
17
07.11
Подготовка отчета о проведенной работе в октябре месяце и его оформление. Размещение информации на школьном сайте
1
18
07.11
Основные принципы охраны окружающей среды
1
19
14.11
Основные принципы экомониторинга
1
20
14.11
Кинолекторий для учащихся начальной школы «Загадки леса»
1
21
21.11
Создание информационного вестника «Книги о природе»
1
22
21.11
Подготовка и выступление на линейке «Осенний народный календарь»
1
23
28.11
Конкурс журналистов. Съемка видеосюжета «Экология и жизнь
1
24
28.11
Подбор информации и помощь в обновлении материала «Уголок природы» в начальной школе
1
Декабрь
25
05.12
Кинолектории «Чудеса живой природы» Календарь экологических дат
1
26
05.12
Кинолектории «Чудеса живой природы»
1
27
12.12
Описание экосистем района
1
28
12.12
Описание экосистем района
1
29
19.12
Подбор материала и подготовка к проведению театра экологических знаний
1
30
19.12
Подбор материала и подготовка к проведению театра экологических знаний
1
31
26.12
Театр экологических знаний «Все цвета мира» Краски из растений
1
32
26.12
Проведение акции «Покорми птиц зимой»
1
Январь
33
16.01
Проведение акции «Покорми птиц зимой»
1
34
16.01
Кинолектории «Самые самые в мире животных». Календарь экологических дат
1
35
23.01
Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира.
1
36
23.01
Подготовка и участие на линейках в начальной школе «Выгодная дружба». Сосуществование животных разных видов
1
37
30.01
Составление и оформление листовок «Экология слободы в опасности»
1
38
30.01
Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология слободы в опасности»
1
Февраль
39
06.02
Кинолекторий «Удивительный мир растений». «Календарь экологических дат».
1
40
06.02
Основные принципы экомониторинга
1
41
13.02
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.
1
42
13.02
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний.
1
43
20.02
Разработка «Экологической тропы». Антропогенное воздействие на местный ландшафт: защитные лесонасаждения.
1
44
20.02
Разработка «Экологической тропы». Составление маршрутного листа
1
45
27.02
Правила поведения учащихся в природе. Разработка памятки туристу «Правила хорошего поведения»
1
46
27.02
Проведение Театра экологических знаний «На тихом, на вольном, на славном Дону…».
1
Март
47
5.03
Оформление отчета о проделанной работе. Ведение фотодневника
1
48
5.03
Кинолекторий «история образования экологических дат весной»
1
49
12.03
Направления современной экологии.
1
50
12.03
Заметка в газету «Разнообразие растений вокруг нас».
1
51
19.03
Мониторинг состояния окружающих улиц. Практикум «Загрязнение атмосферы пылевыми частицами»
1
52
19.03
Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии. Составление гербария и поделок из природного материала
1
Апрель
53
2.04
Трудовой десант
1
54
2.04
Экология и экономика. Экономическая игра «Богатства России»
1
55
9.04
Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний.
1
56
9.04
Проведение Театра экологических знаний «Мир полон опасностей»
1
57
16.04
Проведение акции «Озеленение школы»
1
58
16.04
Защита проекта «Лекарственные растения родного края»
1
59
23.04
Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории.
1
60
23.04
Посещение экологической тропы Муравейник и его обитатели
1
61
30.04
Посещение экологической тропы. Птицы родного края
1
62
30.04
Посещение экологической тропы. Экологические проблемы своей местности
Аттестационный лист «Экологическое состояние сл. Красюковской»
1
Май
63
7.05
Кинолекторий «Календарь экологических дат».
1
64
7.05
Спортивная эстафета «Природа вокруг нас»
1
65
14.05
Методы изучения видимой флоры и фауны
1
66
14.05
Охрана окружающей среды: воздуха, почв, воды , богатств животного и растительного мира своей местности
1
67
21.05
Фенологические наблюдения за жизненными процессами растений и животных
1
68
21.05
Памятники природы родного края, их краткая характеристика (историческое, научное, культурное значение, их охрана)
1
69
28.05
Круглый стол «Наши достижения»
1
70
28.05
Подведение итогов работы учащихся. Награждение. Оформление и сдача отчета о проделанной работе
1
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 1991.
2. Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995.
3. Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 1998.
4. Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 1997.
5. Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 1975.
6. Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 1996.
7. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984.