Submitted by Елена Анатольевна Фролова on Fri, 30/03/2012 - 18:51
Описание собственной методической системы
Моя работа с классом начинается задолго до начала учебного года. Большая часть детей посещает в гимназии занятия для дошкольников в школе «Мозаика». С родителями и детьми проводятся беседы, занятия, наблюдения. Занятия в первом классе начинаются с курса адаптации, по итогам которого проходит психолого-педагогический консилиум по адаптации первоклассников. Сопоставляются и обобщаются данные, полученные в результате проведённых диагностик и наблюдений за поведением детей в ситуации выбора учебного задания. В результате составляется индивидуальный маршрут ребёнка для дальнейшей работы. Проделать такой большой объем работы мне помогают: школьный психолог, социальный педагог, логопед, заместитель директора по учебно- воспитательной работе. Совместными усилиями проводится диагностика уровня тревожности, мотивационной сферы учащихся, уровня успеваемости учащихся, уровня воспитанности, социологическое исследование. Анализ результатов показывает, что, к сожалению, в гимназию поступают дети с нарушениями речи, с неустойчивым поведением, мотивационная сфера отличается невысокими познавательными интересами.
Задача учителя начальных классов – научить учиться, несмотря ни на какие трудности.
Проблема:
наличие детей с трудностями в обучении и воспитании. Необходимо повысить качество обучения за счёт поиска и внедрения в процесс обучения оптимальных форм, методов и приёмов работы.
Цели:
формирование интереса учащихся к предметам; создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности;развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности
Основания:
Концепция модернизации Российского образования;
Федеральная целевая программа «Дети России»;
Стандарты образования;
Образовательная программа гимназии;
Сведения об учащихся;
Представление учителя о желаемом результате деятельности.
. Ожидаемые результаты:
- повышение качества знаний учащихся;
- овладение учащимися ключевыми компетентностями;
- формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.
С 2002 года преподавание велось по УМК «Гармония». При подготовке к урокам учитывались рекомендации и ведущие идеи авторов учебников.
Эти подходы определяют основополагающие принципы урока:
- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме;
-принципы доверия и расширения полномочий;
- принципы свободного выбора ;
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
исследовательская и поисковая деятельности, метод проектов, презентации, нестандартные уроки.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.
Что это дает учащимся:
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм урочной и внеурочной деятельности;
Также своей работе я применяю технологию личностно-ориентированного обучения, в рамках которой ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.
В завершении хотелось бы заметить, что данная система заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
Методическая помощь учителей выражается через:
- действующие семинары, «круглые» столы, мастер-классы и др.;
- взаимопомощь со стороны педагогов;
- индивидуально.
Я в своей работе увидела, что дети с большим интересом занимаются поисковой деятельностью, с удовольствием делятся своими знаниями, информацией с другими.
Дети учатся работать в группах и самостоятельно. Учатся работать с источниками информации: учебником, словарём, энциклопедией., журналами, газетой, Интернетом. В этой работе задействован весь класс.
Мне была предоставлена возможность поделиться опытом своей работы с коллегами гимназии, города, республики.
Выступала на педагогическом совете 26 марта 2007 года, посвящённом современным технологиям.
Также я делилась своим опытом перед руководителями МО и учителями города на педгостиной 29 января 2010 года по теме «Метод проектов».
15 января 2010 года я приняла участие в Марафоне образовательных технологий в рамках образовательного модуля «Технология социального и учебного проекта» и выступила на итоговой конференции с данной тематикой. В мае 2010 года выступала на научно-методической конференции в гимназии. Данные технологии применяю и в настоящее время в первом классе. З0 апреля выступала в ГОУ ИПКРО на Педагогической мозаике «Мой лучший урок» в рамках педагогического мастерства «Учитель – учителю». В уроке, который я презентовала, используются приёмы и формы, описанные ранее.
Активно участвую в методической работе школы, с 2005 года являюсь руководителем методической лаборатории учителей начальных классов. Постоянно делюсь опытом своей работы, даю открытые уроки и провожу внеклассные мероприятия для коллег гимназии, города и республики, для слушателей курсов повышения квалификации.