Submitted by Дмитрий Сергеевич Максимов on Wed, 28/03/2012 - 00:42
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата: 27.02.2012
Класс: 9-2
Предмет: История
Тема урока: Всё для фронта - всё для победы!
Тип урока и его структура: урок новых знаний
Учитель: Максимов Дмитрий Сергеевич
Данный урок является третьим по учебной теме «СССР в годы Великой Отечественной и второй мировой войны». На предыдущих занятиях были даны фактический материал по 1 и 2 этапу войны, определены причины трагического начала, стратегические и тактические планы сторон, дана эмоциональная экспрессивная оценка ужасающим действиям захватчиков, проанализированы ситуации катастрофы, на грани которой оказался СССР и весь советский народ.
На данном уроке необходимо было расширить знаниевое поле учащихся, ввести новые понятия, дать оценку не столько боевым действиям и событиям на фронтах, но оценить мужество и героизм всего советского народа, вставшего на защиту Родины не только в окопах, но и в поле, у станка, на ниве образования, науки, культуры.
Следующий за проведенным урок по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной и второй мировой войне» должен начаться с осознания учащимися того, что произошло это благодаря героическим усилиям ВСЕГО советского народа и, в первую очередь, благодаря неимоверным усилиям тружеников тыла, работникам эвакуированных предприятий.
9-2 класс представляет собой единый сплоченный коллектив единомышленников. Средний балл по истории – 4, 34. В классе 2 отличника и 12 хорошистов. 7 учащихся имеют по истории оценку «отлично». Неуспевающих нет. В равной степени в классе представлены «аудиалы», «визуалы» и «кинеэстетики».
При планировании урока было учтено, что творческие способности данного класса выше среднего и с заданиями на быстроту принятия решения, креативность ребята справляются легко. Именно по этой причине работа предусматривала игры (мобилизующая – вначале урока и ролевая – на этапе закрепления и систематизации знаний).
Цели урока.
Учебная: Изучить факты о деятельности советского народа в годы Великой Отечественной и второй мировой войны.
Воспитательная: Формирование гражданской позиции учащихся.
Развивающая: Развитие коммуникативных умений.
Все поставленные цели были достигнуты, т.к.результаты работы на различных этапах урока обнаружили:
- владение фактическим материалом;
- заполнена и озвучена опорная таблица урока – результат совместной деятельности учителя и учеников;
- проведенная ролевая игра расширила диапазон знаний по теме и явилась нетрадиционной формой контроля владения учащимися как устной монологической речью, так и способностью учащихся к резюмированию;
- рефлексия урока показала не только сформированное эмоциональное отношение к изученному материалу, но и позволила каждому учащемуся определить качество приобретенных на уроке собственных знаний, оценить результат деятельности как индивидуальной, так и коллективной.
Отбор содержания, форм и методов обучения проводился в соотвествии с целью урока. Выделено несколько основных этапов:
- организационный (1 мин.);
- проверка д/з (3 мин.);
- всесторонняя проверка знаний по разделу (5мин.);
- мобилизация на усвоение нового материала (2 мин.);
- усвоение новых знаний (8 мин.);
- закрепление новых знаний (18 мин.);
- инструктаж по д/з (4 мин.);
-рефлексия (4мин.).
На каждом этапе работы использовались различные формы деятельности:
- интерактивная игра;
- задания на карточках (слабые);
- устный ответ;
- рецензирование ответа (сильный ученик);
- опережающее задание;
- рассказ с мультимедийным сопровождением;
- ролевая игра;
- заполнение таблицы;
- работа со словарем урока;
- составление коллажа и синквейна.
Разнообразно и дифференцированно преподносился и контролировался материала урока:
- фронтальные (заполнение таблицы; конспектирование и др.)
Логичны связки между этапами урока. Переход от одной формы деятельности к другой осуществлялся через игровой момент и сопровождался учебной презентацией. На экран выводились цели и задачи урока, названия этапов и ключевые моменты (опорная таблица в начальном и готовом для озвучивания виде; словарь урока; имена; события; даты).
Для ролевой игры были отобраны материалы как из учебника, так и из других источников (словари, справочники, энциклопедии, сайты Интернет-сети). Ролевая игра была создана на основе технологии диалогового взаимообучения, где учащемуся предлагается освоить учебный материал при помощи одноклассников, с которыми он в диалоге выстраивает коммуникативные связи, выстраивая весь необходимый объем в полном масштабе. Роли, прописанные для исполнителя, должны были стать ключевым монологом для устного ответа. В течение 3 минут учащийся сначала сам знакомился с текстом, а затем в течении 2-3 минут общался со своим одноклассником – собеседником, который исполнял другую роль.
Проговаривая свой текст 5-6 раз, ученик отлично запоминает свой материал, а в диалоге восполняет недостающие знания, которые затем применяет на подведении итогов. Такая форма работы практикуется мной часто для высвобождения времени для подготовки д/з в школе 2 и 3 ступени.
Результат освоения материала (по итогам срезового теста по окончанию ролевой игры на уроке) достаточно высокий для проверки первичных знаний:
«2» - 0;
«3» - 5;
«4» - 13;
«5» - 7.
На уроке использовались различные способы контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся:
- индивидуальный контроль по материалам д/з;
- педагогическое наблюдение;
- проверка усвоения знаний по всему разделу;
- диалоговая оценка;
- рецензирование ответов учащихся;
- взаимоконтроль учащихся;
- проверка письменного опроса по д/з (для слабых учеников);
- выборочный контроль записей в тетради;
-проведение срезового теста;
- консультирование по д/з и др.
Общение с учащимися было построено на расположенности друг к другу, активном взаимодействии, взаимоподдержке в условиях открытого урока.
В целом результаты урока можно признать положительными:
- цели урока достигнуты;
- поставленные задачи выполнены;
- учащиеся на уроке продемонстрировали владение изученным материалом;
- срезовая работа имеет высокий средний балл и качество;
- неуспешность на уроке отсутствовала (по результатам срезовой работы «2» нет);
- учащиеся активно работали на уроке, легко вовлекались в различные формы деятельности;
- продемонстрировали творческие способности;
- проанализировали собственную деятельность на этапе рефлексии;
- оценивание на уроке осуществлялось при помощи бонусов, которые повышали внешнюю мотивацию к усвоению учебного материала;
- получили эмоциональный заряд и не остались безучастными и равнодушными к героическим страницам российской истории.
По результатам урока можно предположить, что разработка группового проекта (в качестве долгосрочного зачетного домашнего задания) вызовет у ребят живой интерес и дополнительный стимул к изучению истории Отечества.
В школе уже имеется ряд проектов по истории Великой Отечественной войны и ребята с ними знакомы (были представлены на уроках, открытых мероприятиях), что вызовет их живое желание внести свою посильную лепту в исследовательскую творческую работу.