Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
2. Повторение предыдущей темы урока. Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Во вступлении к поэме поэт создаёт величественный образ ПетраI-преобразователя. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России и эпохе царствования Петра I.
Примерный ответ учащихся:
Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр Iвводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.
Учитель дополняет ответ учащихся.
Демонстрируется портрет Петра I.
Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава». Как и «Медный всадник», эта поэма связана с образом Петра I.
3. Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».
- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?
(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)
Работа по таблице «Полтавская битва».
- В чём заключается значение Полтавской битвы?
(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)
- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».
4. Работа с текстом художественного произведения.
Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.
Цитатный план:
1. «И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там».
2. «Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр».
3. «Полки увидели Петра».
4. «Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки».
5. «И грянул бой, Полтавский бой!»
6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».
7. «Пирует Пётр».
Беседа по тексту:
-Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?
- Сопоставьте строки, посвящённые Петру Iи Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:
- Какой приём использует А. С. Пушкин?
Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ -
|
форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
|
СРАВНЕНИЕ -
|
повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
|
МЕТАФОРА -
|
переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
|
АЛЛИТЕРАЦИЯ-
|
художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
|
- Найдите в описании облика Петра Iи боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?
Метафоры: _____________________________________________________
Сравнения: _____________________________________________________
Эпитеты: _______________________________________________________
Аллитерация:
ВЫВОД:изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.
5. Проверка уровня усвоения изученного материала. Работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»:
http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).
|
На: План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой
Удачно вписывается в канву урока работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава» (проверка уровня усвоения изученного материала).Спасибо Вам, Лариса Михайловна, за интересную методическую разработку! С наилучшими пожеланиями Евгения Николаевна.
На: План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой
Спасибо за комментарий, Евгения Николаевна! Рада, что Вам понравился представленный материал. С уважением, Лариса Михайловна.
С уважением, Лариса Михайловна.