Ход урока:
Ι.- Ребята, сегодня мы с вами очень торопимся, так как плывем в море знаний. И как всегда с нами наш учитель Мудрейкин и инопланетянин Глазастик.
Упражнение 186 – чтение в лицах.
- Ребята, затаите дыхание, закройте глазки. Наше путешествие начинается. Переверните страничку. Откройте глазки. Мы на острове. Погуляйте по этому острову, рассмотрите все повнимательнее.
- Как называется остров?
- Какие вопросы написаны на щите?
- Почему стражник задает сразу два вопроса?
- Кто подплывает к острову? (рыба, человек)
- Что к нему подплывает?
- Пустят ли прибывших на остров?
- Что говорят о себе жители острова?
- Запишите имена существительные. Задайте вопрос каждому из них.
- Ребята, посмотрите, на острове растет густая трава, а под ней много ловушек. Не забывайте о них, шагайте осторожно.
- А теперь давайте поиграем с этими словами. Найдите корень в тех словах, которые вам понравились.
ΙΙ. Работа над развитием речи учащихся.
Придумайте совсем маленькую сказку о тех, кого вы видите на острове. Вот вам на выбор две темы:
1. О принцессе.
2. О чудовище с тремя головами.
- А как вы думаете, кто такая принцесса? А чудовище?
- Запишите с комментированием одно предложение из своей новой сказки.
Девочка грустно смотрела на море и пускала мыльные пузыри.
- Сколько в нем существительных?
- Какие орфограммы вы выделили в этом предложении?
- Ребята, а как вы думаете, почему принцесса оказалась в башне?
- А кто её может спасти? (Не забывайте как называется остров)
- Кто такой медведь? (крупный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами).
- Почему медведя так назвали? (Медведь – это мед едящий зверь.)
- Произнесите слово медведь с ударением. Какая гласная в сильной позиции?
- Какая гласная в слабой позиции?
- Какая еще ловушка в этом слове? Как проверим?
- Запишите слово в тетрадь. Подберите однокоренные слова.
- Что происходит в корне? (чередование согласных звуков [ д’ ] [ ж ].)
Инсценировка отрывка из рассказа Н. Сладкова «Сорока и Медведь»
- Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос Скрекотуха?
- А почему тебя Медведем зовут? Глухаря понятно: он весной глухой, Зайца-беляка – понятно: он зимой белый. А вот Медведь непонятно.
- Эх ты! Бестолковая ты птица. Мед – ведь – значит, мед ведающий. Знаю стало быть, где мед в лесу спрятан.
Физкультминутка.
ΙΙΙ. Закрепление нового материала.
1. Запись под диктовку:
Лисичка, бельчонок и маленький слоненок отправились на сказочный остров.
- Какие ловушки встретились в этом предложении?
- Отыщите в предложении жителей острова?
- А какие слова не пустят на остров?
2. – Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочное слово.
- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
- Чем похожи оставшиеся слова? Как они связаны с темой нашего урока?
- Ребята, а давайте позовем на остров еще по одному слову. Как вы думаете кто или что может жить на этом острове?
- Запишите слово, устно поставьте к нему вопрос.
3. – Ребята, внимательно посмотрите на травку. Видите, там разбросаны лепестки? Соберите для каждого звука из слова дождь цветок из разбросанных лепестков.
дождь - [ дошт’ ] – какой цветок ты подарил бы каждому звуку?
[ д ] – согл., зв., тв.
[ о ] – глас., удар.
[ ш ] – согл.., глух.., тв.
[ т’ ] – согл.., глух.., мяг.
- А теперь самостоятельно запишите слово скамья в волшебных скобочках. О чем ы должны помнить, записывая это слово? (ь звука не обозначает, я' после ь обозначает йа).
скамья - [ скам’йа ]
с [ с ] – согл., глух., тв.
к [ к ] - согл., глух., тв.
а [ а ] – глас., безуд.
м [ м ] – согл., сонор., мягк.
ь -
[ й ] - согл., сонор., мягк.
я
[ а ] – глас., удар.
6 букв, 6 звуков.
ΙV. Итог урока:
- Понравился вам урок? Чем?
- Как называется остров?
- Что узнали о жителях острова?
- Ребята, запомните, на чем мы остановились. Завтра с этого же места начнем новое путешествие.
Д/З: - составьте маленькую сказку о любом жителе острова. Кто хочет, запишите её в свои книжки-малютки.