Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Метапредметность в современном образовании

Фото пользователя Ольга Алексеевна Долгова
Submitted by Ольга Алексеевна Долгова on Sat, 24/03/2012 - 18:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Долгова Ольга Алексеевна
Место работы, должность: 

учитель ИЗО. МБОУ СОШ №1

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Презентация, раскрывающая &nbsp;основы метапредметности, необходимость её внедрения в современное образование</p>

 

Метапредметность в образовании

Подготовила учитель ИЗО МБОУ СОШ №1 им. М. Ю. Лермонтова г. Пятигорска

 (слайд 1.)

Сегодня считается, что школа формирует некий базовый уровень знаний, с опорой на который в высших или средних специальных учебных заведениях  детям передаются уже современные знания, относящиеся к конкретной специальности. Но, на сегодняшний момент в образовании явно открывается  проблема разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

(слайд 2.)

Главное требование «Старой школы» к выпускникам -  знания по предметам: знания  определений, формулировки законов, алгоритма действий ( все то, что необходимо для успешной сдачи экзаменов),  и, как следствие упущения  в  методике, формирующей умения применять эти знания в практической жизни. где для решения  простых задач, необходимо  знать не  выученный, традиционный алгоритм, а суть и смысл законов (например: определить объём жидкости,  время для передвижения по городу, использовать свои культурологические знания в поликультурной среде и т. д.) Этот пример отлично иллюстрирует простой факт: никакое знание не может быть передано вербально, путем рассказа и запоминания, путем отработки алгоритма действий. Знание всегда связано с живым мышлением и с пониманием, а критерии его усвоения - возможность человека это знание порождать заново, использовать в различных нестандартных ситуациях, наращивать, развивать.

Проблемы разобщённости научного знания

(слайд 3.)

Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от 17-го века, когда началось бурное развитие научного знания. Возникли соответствующие  образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. И эта раздробленность знаний сохраняется и усиливается по сей день

 (слайд 4.)

Преподаватели различных дисциплин часто дают учащимся готовые, разрозненные знания, сегодня, же учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 

(слайд 5.)

 Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям         уже  не 17-го, а именно 21-го века.

 (слайд 6.)

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека,  способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

 (слайд 7.)

 Перед школой ставятся новые задачи: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения…»   (В. В. Давыдов)

(слайд 8.) 

 В связи с этим перед современным  школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

(слайд 9.)   

В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы не только предметные, но и  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.         Универсальные учебные действия, по сути, являются  конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные  и личностные.

 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

    При этом возникает много вопросов:

·     что такое метапредметность?

·     что такое метапредметы? Кто их будет вести?

 (слайд 10.)

   "Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.

 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

(слайд 11.) 

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Средства и формы обучения:

•       Метапредметы

•       Метапредметные программы

•       Метапредметный урок

•       Метапредметные задания

•       Межпредметные проблемные ситуации

•       Межпредметные, надпредметные проекты

 

(слайд12.)

 Метапредметы– это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнаетсам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

      Обычно учащийся, работая с материалом по предмету, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.

(слайд13.)

(Пример)  Допустим, учащийся освоил способ решения задачи на основе соотношения трех параметров. На материале математики. Чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи на соотношение трех параметров уже на материале химии или физики. Если учащийся распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что данное средство (таковым в данном случае выступает способ) учащимся  действительно освоено как средство  универсальное – матапредметное.

(слайд 14.)

 На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышление, свободно мыслительного деладействия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями.

(слайд 15.) 

Отличия и сходства метапредметного урока с интегрированным уроком и уроком с межпредметными связями

( по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)

 Существует различия между интегрированным уроком, уроком с межпредметными связями и метапредметным уроком. Главные различия: (в УсМС- закрепление заний по предмету, за счёт  параллельного освещения изучаемого материалы с точки зрения других наук, в ИУ- усвоение знаний  за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам, МПу- личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области  основано на представлении о поисковых моделях обучения, в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения.  Ученик учится сам и учит других, учится  добывать информацию из различных источников. Учитель не источник информации, а навигатор деятельности . На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока

Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. 

 

 (слайд 16.) 

Предлагаются следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание»,  метапредмет «Знак»,  метапредмет «Проблема»,  метапредмет «Задача».

(слайд 17.)

В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

(слайд 18.)

 В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой зн ания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В рамках предмета изчается генезис таких понятий, как «государство», «город», «движение», «функция» и пр.

(слайд 19.)

 Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

(слайд 20.)

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой.

(слайд 21.)

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:

·     развивающего обучения;

·     критического мышления;

·     ТРИЗ (АРИЗ) теория решения изобретательских задач; Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.

·     технологический компонент личностно-ориентированного урока;

·      общеучебные умения и навыки

·     интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность,

 

(слайд 22.)   

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

(слайд 23.)

Как сценировать учебное «метапредметное» занятие.

 1. Определить, какому способу деятельности  надо научить школьников.

Важно: учитывать, какого возраста дети, на материале какого предмета будут формироваться УУД

2.  Хорошее знание с предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение вместе с учащимся в слое предметного материала.

3.  Необходимо  ясно представлять, какая базовая способность будет сформирована у школьников во время занятия.  Должна быть  система  показателей, позволяющих обнаруживать данную способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.

4.   Учитель должен быть готов к импровизации, опираясь не на план урока, а на сценарий занятия. Отличие педагогического сценирования от планирования  состоит в том,  что в первом случае вы сохраняете свободу педагогического действия, во втором – нет.  В первом случае Вы слепо, от «А» до «Я» реализуете план, рассказываете то, что наметили, не обращая внимание на то,  что происходит с детьми и как развертывается деятельность в классе. Использовать нетривиальные методические приемы – это внутренняя необходимость.

(слайд 24.)

Самый распространенный тип ошибки –  это когда работа с понятием как единицей мышления  и стоящим за ним мыслительным объектом подменяется работой со словесными определениями. (Вербализм)

Учитель не должен выступать в роли ретранслятора знаний!

(слайд 23.)

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Поэтому хотелось  отметить, что пропагандируя метапредметный подход в образовании, обучая ему,  мы не пытаемся «затолкнуть» педагогов в одно узкое направление развития отечественной педагогики. Это не так.

 (слайд 24.)

 Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн