Мне нужно только одно, чтобы совместная деятельность доставляла ребенку удовольствие, была бы его потребностью.
С.Соловейчик
Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе».
Человек не живёт один, он живёт среди людей – растёт и развивается, учится ответственности за себя и за всех. Этому помогают внеклассные занятия, где моим ученикам хочется говорить, помогать товарищу, проявлять свои таланты, способности, выступать в роли главных участников. Детские утренники – это праздники. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не тот, что для нас, что это действительно событие в детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники…» - писал К.Д.Ушинский.
Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них.
В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания».
Главная цель воспитания – счастливый человек.
- Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
- Воспитание без уважения – подавление.
- Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
- Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
- Развивай в себе незаурядность.
- Не будь занудой, не ной и не паникуй.
- Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
- Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
- Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с учащимися. Правильно подготовленный и проведенный праздник способствует формированию коллектива, воспитанию у каждого участника активного отношения к окружающей действительности, развитию индивидуальных способностей каждого ребенка. В жизни младшего школьника утренники и праздники играют очень большую роль. Дети этого возраста впечатлительны и эмоциональны, обладают яркостью и остротой восприятия, стремятся к самовыражению. Конечно, праздники должны быть веселыми, но при этом каждый утренник должен сообщать детям что-то новое, иметь воспитательное значение. Коллективная деятельность по подготовке к утреннику обычно создает радостное настроение предвкушения праздника, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, так как учащиеся видят, что совместные усилия дают хороший результат. После праздника необходимо дать детям возможность высказать свои впечатления, обменяться мнениями, передать свои чувства. Пусть они подумают над следующими вопросами:
- Захотелось ли вам еще раз побывать на этом празднике?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотелось бы изменить? Как?
- Кого бы вы наградили за помощь и активное участие?
Подобные вопросы помогут проанализировать проведенный утренник, в следующий раз исправить все недочеты. Очень важно, чтобы в процессе обсуждения школьники не ранили друг друга критическими замечаниями. Хорошо, если учитель совместно с учениками сможет использовать такой разговор для сплочения классного коллектива, для поднятия низкой самооценки детей.
Каждый праздник – это большая творческая работа. Конечно, эта работа требует от учителя много времени и сил, но она приносит и большую радость. Подарите праздник не только детям, но и себе.Детский праздник в школе даёт возможность проявить свои способности, склонности, а учителю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении. Хороший умный праздник – яркое событие в жизни детей. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности. Праздники повышают общий тонус школьной жизни.
Вовлекая детей в подготовку праздника, я учу их серьёзно относиться к событиям общественной и коллективной жизни. Организуя праздник, мы, учителя и родители, конечно, решаем и психологическую задачу – создаём у наших детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства, и социальную – укрепляем классный коллектив, и педагогическую – воспитываем, развиваем детей всесторонне. В своей работе стараюсь проводить 5-6 праздников за учебный год. Это и традиционные – праздник осени, новогодний утренник, день защитника Отечества, 8 Марта – праздник мам, окончание учебного года; и календарные – Рождество, Масленица; и семейные – день Именинника, и праздники-конкурсы. Родители моего класса проявляют высокую осведомлённость относительно работы учителя. Они стали не просто гостями на занятиях и праздниках, но и активными участниками, оформителями, затейниками, артистами.
Думаю, что жизнь моих учеников в начальной школе насыщенна и интересна.
|