Обучение с помощью ИКТ
Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:
1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;
2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;
3. Изучению методической, педагогической литературы;
4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:
· скрыты от глаз наблюдателя;
· все процессы происходят в динамике.
Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на
уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.
Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:
· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
· дополняет предмет новыми сведениями;
· поддерживает актуальный уровень предмета;
· способствует развитию личности учащегося.
Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
- Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
- Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
- Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
- Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
- Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
- Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;
Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.
В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы
одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.
Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.
Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:
- Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
- Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
- Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
- Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
- Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.
- Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ PowerPoint, Excel и др.
Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
- Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
- Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
- Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).
Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.
Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитиюпознавательной деятельности на уроках географиичерез использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках географиичерез использование ИКТ»
Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи:
- Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Содействие развитию ИКТ-компетентности.
- Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
|