МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
2012 г.
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ц] и буква Ц, ц» (УМК «Начальная школаXXIвека», 1 класс)
Зинченко Т.Г.
МОУ «Бессоновская СОШ»
Цель:создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ц] и буквой Ц, ц.
Задачи:
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ц] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД:создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные:содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Познавательные:содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;
Коммуникативные:учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Оборудование: учебник «Букварь» 1 класс, фишки для моделирования схемы слов, счетные палочки, предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
На уроке не скучаем,
А работаем, читаем.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Пожелайте друг другу удачи, успехов и хорошего дня.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Речевая разминка.
- Подготовим наш речевой аппарат к говорению и чтению
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Работа со скороговорками.
2.Игра « Найди буквы»
- Какие буквы вы увидели?
-л,н,р,т,к,и
- Какая буква лишняя? Почему?
-Буква и, потому что она гласная.
- Используя данные буквы, составьте открытые слоги и прочитайте их.
- ли, ни, ри, ти, ки
- Что общего у согласных звуков?
- Они мягкие.
- А какие согласные звуки всегда твердые?
- [ж ], [ш ].
- Как вы думаете, есть ли еще в русском языке согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки?
- Ответ на этот вопрос вы получите в ходе нашего урока.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Назовите предметы, изображенные на рисунках.
- Огурец, цыпленок, яйцо.
- Какой одинаковый звук есть в этих словах?
- Звук [ ц]
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель и задачи урока, продолжив предложения
Мы познакомимся__________________.
Мы выясним_______________________.
Мы научимся______________________.
( Дети формулируют цель и задачи урока)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику «Букварь» с.138
- Кто изображен на рисунках?
- Синица, цыпленок, цапля.
-Что объединяет эти слова?
- Они обозначают предметы, отвечают на вопрос «Кто?». Это названия птиц. Содержат одинаковый звук[ц].
- Выделите первый звук в слове «цыпленок». Что будете делать, чтобы дать характеристику звуку.
- Мы должны произнести звук, проследить за тем, как он ведет себя в речевом аппарате.
- Новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.
- Это твердый или мягкий звук?
- Звонкий или глухой?
- Дайте полную характеристику звуку [ц].
-Согласный, глухой, твердый.
- Определите место звука[ц ] в в словах: лицо, цепь, кузнец, цифра.
- Какой звук [ц] во всех этих словах: твердый или мягкий?
-Твердый.
-Попробуйте подобрать слова, в которых звук [ц] произносился бы мягко.
- Смогли ли вы подобрать такие слова?
- Не смогли.
- Прочитайте правило на с.138 «Букваря».
- Какой вывод можно сделать?
- Звук [ц] всегда твердый, у него нет мягкой пары.
- Ответили мы на вопрос, который я задавала вначале урока?
- Да, в русском языке есть еще согласные, которые обозначают только твердые согласные звуки.
2. Знакомство с буквами Ц,ц.
- Звук [ц ] обозначается буквой «цэ».
- На что похожа буква «цэ»?
Вот какая буква Ц: Коготок-царапка,
С коготочком на конце. Как кошачья лапка.
Физкультминутка.
V. Первичная проверка понимания .
1. Чтение слогов и слов с буквой «цэ» в учебнике.
2. Работа в парах. Самостоятельная работа.
-Используя первые звуки слов, из счетных палочек выложите на парте слово. Составьте схему этого слова.
(Цыпленок, аист, парус, ласточка, игла) - цапли
- Какое слово у вас получилось? Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный?
VI. Первичное закрепление знаний.
1. «Найди слова с буквой «цэ»»
Крулицапляйцосто
-Улица, цапля, яйцо, лица.
- Что обозначаю числа, стоящие после слов? Какие числа должны стоять вместо вопросительного знака?
улица – 5/5 лица – 4/4 яйцо - ?
- Числа обозначают количество букв и звуков в словах. Вместо ? должны стоять числа 4/5, потому что в слове яйцо 4 буквы, а звуков 5.
2. Прочитайте слова.
сквор огур
пти ЦЫ молод ЦЫ
спи ножни
- Эти слова стоят в форме множественного или единственного числа?
- В форме множественного числа.
- Поставьте слова в форму единственного числа. Какое слово вызвало затруднение?
- Ножницы.
- Слово ножницы имеет форму только множественного числа. Можно сказать «одни ножницы».
3. Составь словосочетания (работа в парах) по карточкам.
Зеленый лицо
Радостное огурец
Веселый цирк
Широкая скворец
Голосистый улица
- Составьте предложения, используя полученные словосочетания.
4. Чтение загадки в учебнике.
- О ком идет речь в этой загадке?
-О цыпленке.
Физкультминутка
Шёлцыплёнок по дорожке, Прыгал он на правой ножке
А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной.
VII. Закрепление изученного.
Работа с текстом.«Букварь» с.140-141
-Послушайте историю, которая произошла с цыпленком. А как зовут этого цыпленка вы узнает, если правильно выполните задание. На карточке находятся буквы. Выберите нужные буквы и составьте слово.
р ы п н ш ц м д
- Первая буква обозначает согласный глухой непарный, твердый звук, не имеющий мягкую пару; вторая буква - гласная; третья - согласный глухой парный, твердый парный. Как зовут цыпленка? ( Цып)