Размещено: Надежда Васильевна Шкилёва - ср, 21/03/2012 - 19:17
Урок литературного слушания
1 класс.
Учитель начальных классов МОУ «Бессоновская СОШ Белгородского района Белгородской области» Шкилёва Надежда Васильевна
Настоящая разработка представляет собой урок литературного слушания в 1 классе, составленный по программе «Начальная школа 21 века», курс «Литературное чтение» (автор А.А.Ефросинина), программа и учебники авторского коллектива под руководством Н.Ф.Виноградовой.
Тема: В. Белов « Родничок».
Цели:
Личностные:
сохранять мотивацию к учёбе; актуализировать личностный смысл к учебному предмету, воспитывать нравственные качества: желания быть щедрым и добрым, помогать другим, дорожить дружбой, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
Регулятивные:
обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные:
содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечения развития навыков диалогической и монологической речи; формировать толерантное отношение к высказываемым позициям одноклассников; допускать существование различных точек зрения.
Познавательные:
содействовать совершенствованию умений восприниматьна слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции; характеризоватьособенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев; пересказывать содержание теста с опорой на вопросы учителя;читать вслухслоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста, моделировать обложку текста.
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений и навыков и универсальных учебных действий.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, электронные физкультминутки для глаз
Ход урока.
Организационный этап.
( Звучит песня о доброте, дети входят в класс)
-На прошлых уроках мы говорили о природе. Щедрая природа дарит нам подарки. За активную работу на уроке вы тоже получите подарки.
(весь урок за хорошие ответы дети получают волшебные капельки)
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы и задач урока.
-Сегодня у нас урок литературного слушания. Что обычно мы делаем на таких уроках? (Учимся слушать произведение внимательно, упражняемся в определении жанра произведения, учимся оформлять обложку книги и высказывать своё мнение и т.д.). Составление плана урока.
Викторина по определению жанров произведений.
33 вагона вряд тараторят, тарахтят. (Скороговорка. Учит быстро говорить.)
1, 2, 3, 4 жили мошки на квартире, к ним повадился сам друг крестовой большой паук. 5,6,7, 8 паука мы попросим: « Ты, обжора, не ходи.» Ну-ка, Мишенька, води! (Считалка. Содержит счёт, используется в играх)
Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи
Выйду на крылечко, дам огуречка
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь понужай.
(закличка) – кличет, зовёт, выражая просьбу.
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
(загадка)- содержит вопрос, развивает смекалку.
Русская народная песенка «Берёзонька». Помогает выразить свои чувства.
Постановка учебной задачи (через проблему).
-А что вы можете сказать об этой модели? (выслушиваю ответы детей)
-На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
-Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
3. Слушание сказки В. Белова «Родничок».Учитель читает произведение без названия. Это замечательное произведение написал В. Белов. Как вы думаете, как он назвал его? (Дети высказывают гипотезы). Откройте книги и проверьте, верно ли вы предположили.
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа по содержанию
-Определите жанр произведения, которое вы прослушали. Докажите, что это сказка. -Понравилась ли вам эта сказка и чем?
Лексическая работа.
-Встретились ли вам непонятные слова? Что такое родничок?
( просмотр презентации о родничке, о значении воды для всего живого)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без воды нельзя прожить.
-Так что такое родничок? Послушаем ребят и определим, кто прав.
-Вода встречается не только на поверхности Земли, она есть и под землёй. Иногда ей становится там скучно и тесно и тогда она выходит на поверхность земли. Место выхода воды называется родничок или ключ.
5.Этап применения знаний и способов действий.
Работа по содержанию
-Кто приходил в гости к родничку?
-Рассмотрим иллюстрации на стр. 13-14 и поможем героям встать по порядку. Построим цепочку.