Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Глобальная информатизация общества и развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новые условия для сферы образования. Это, прежде всего, массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, значимость его как для индивида, так и для общества и государства в целом, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.
Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXIвека. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать. Кроме того, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Соответственно, меняется и роль школы, одна из ее главных задач – создание условий для формирования личности.
С 2007 года в нашей школе с 10 класса ведётся работа по программе социально- гуманитарного профиля. Ведущими предметами являются история, литература, русский язык, обществознание, право. Ориентируя детей на данный профиль, уже в начальной школе уделяется большое внимание этим предметам.
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются все школьное обучение и воспитание. Именно, в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно, здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия.
Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к его умственному, эстетическому и нравственному воспитанию. Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы. Изучая проект новых стандартов (см. сайт standart.edu.ru), нужно выделить три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.
К результатам начального образования должны отнести сформированность желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Требования определяют структуру и содержание образовательного процесса, который обеспечивает расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
При чтении новых стандартов возникают два противоречивых чувства. С одной стороны, радость – какие замечательные дети будут выходить из начальной школы, со всеми навыками, необходимыми для дальнейшего успешного обучения. С другой, недоумение – готовы и способны ли мы, учителя, реализовывать все эти требования? Все ли учебники ориентированы на учебную деятельность ребенка, на формирование универсальных учебных действий и самостоятельного мышления, на работу в паре, развитие коммуникативных навыков?
Возникает и еще один вопрос – а знают ли учителя средней школы о том, что происходит в начальной? Что в начальной школе изучают их предмет в составе интегрированного курса «Окружающий мир». Последний состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–IIкл. они изучаются интегрировано, а в III–IVкл. разделяются на две самостоятельные части.
Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерностипсихического развития. «В детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми, и на этой основе – развитие мотивационно - потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно-выработанных способов действий с предметами, и на этой основе – формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей» (Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., 1967). Для учителя это теоретическое положение имеет несомненное практическое значение. Оно означает, что для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как, нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда, а также для чего мне это нужно.
Развитие интереса к предмету, формирование личностно-ориентированного отношения к прошлому в современных условиях насыщенного информационного пространства, возможно при тщательном отборе содержания исторического материала пропедевтического курса.
Содержание начального курса истории должно соответствовать возрастным особенностям и психическому уровню развития младших школьников. Ученые выделили в жизни ребенка определенные этапы, соответствующие различным уровням осознания окружающей реальности – уровень детского сказочно-мифологического мира, уровень объективного знания о вещи самой по себе, уровень осознания мира как объекта действия, сферы проявления своей субъективности.
Предметную основу на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом своей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом. По уровню знаний о своей семье, малой родине, стране было проведено тестирование учащихся 1 класса. Материалы и диагностика исследований в приложении №1.
При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. Еще русский педагог К.Д.Ушинский писал, что «русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». За россыпью историко-социальных фактов, научных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Широкое использование краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой и малой Родины тесно взаимосвязаны. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, их родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек – история» наполняются в сознании школьника конкретным, близким и понятным содержанием. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.
У ребенка не должно возникать чувства отстраненности от прошедших событий и эпох – ведь мы не просто рассказываем ему о том, как было, но и формируем гражданскую позицию личности, воспитываем уважение к культуре и традициям своей страны.
Материалы и диагностика исследований уровня гражданско- правовых знаний даны в приложении №2.
Отмечая данные исследования в решение многих общих и частных вопросов личностно- ориентированного обучения в преподавании истории России в начальной школе, следует отметить, что проблеме теоретического осмысления данных вопросов и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания.
Выше перечисленное составляет проблемунастоящего исследования, связанную с социальным заказом страны, нуждающейся в формированииличностно-ориентированного отношения к прошлому и настоящему своей страны.
Цель проекта: разработка методических подходов личностно ориентированного обучения в преподавании истории России и их реализация в программе «Окружающий мир» начального школьного образования.
Объект исследования– начальное школьное образование в контексте изучения истории России, предмет «Окружающий мир».
Предмет исследования– методы, формы и приемы используемые в реализации личностно- ориентированного обучения в процессе изучения истории России в начальной школе
Гипотеза – знания учащимися исторических сведений о своем городе, крае и стране будут способствовать всестороннему развитию ребенка с приоритетным вниманием к умственному развитию, эстетическому и нравственному воспитанию школьников, если:
- создана предметная основа курса на начальном этапе состоящая из фрагментов истории России, которую дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом своей семьи, родного края;
- выявлено содержание федерального компонента в изучении истории России в начальном звене;
- выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие личностно ориентированной направленности начального школьного образования.
Всё это создает возможности выработать у учащихся навыкии умения(интеллектуальные, творческие и практические), которые проявятся в:
повышение у детей интереса к изучению своей малой родины, уровня их духовно- нравственной культуры, гражданского самосознания;
получение элементарных знаний об истории Отечества;
умение оценивать характер воздействия человека на ход истории;
овладение теоретическими и практическими умениями исследовательской деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом, культурой, традициями своей страны;
-подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории в среднем звене;
-научить умению ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники;
- целенаправленно развивать познавательные процессы характерные для младшего школьного возраста: внимание, воображение, память, мышление.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:
теоретических (анализ исторической, научной, педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников «Окружающий мир» 1-4 классов)
эмпирических (систематические наблюдения в школьной практике, собеседование, анкетирование, обобщение передового педагогического опыта).
Методологические основы исследования.
Настоящее исследование основывалось на работах в области:
- технологии личностно - ориентированного образования: Якиманская И.С.;
-психологических основ обучения и воспитания: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин;
-технологии деятельностного метода обучения: И.Н. Корбакова, Л. В. Терешина;
- стандартизации начального общего образования: материалы статьи Соколовой Т.Е
- теоретических положений и практического материала к изучению исторических тем курса «Окружающий мир»: Т.А. Соловьёва, Е. И. Рогалева
-научно - методических основ изучения истории в начальной школе: Е.В. Саплина.
Условия и принципы.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда:
- он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям;
- он изучает то, что соответствует его возможностям;
- в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт;
- в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать, исследовать на практике.
В процессе изучения истории России необходимо соблюдение следующих принципов:
- принцип интенсивной самостоятельной деятельности учащихся;
- принцип гарантированного успеха в учении;
- принцип опосредованной педагогической коррекции, реализуемый через систематическое повторение разнообразных типов заданий, позволяющих ребёнку прийти в своё время к открытию для себя новых способов мыслительной деятельности;
- принцип эмоциональной насыщенности содержания уроков, который достигается за счёт использования серии специальных приёмов и средств обучения, позволяющих детям испытать на уроке чувства радости, раздражения, гордости, удивления и недоумения.
Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.
По типупредметно - содержательной областипроект представляет монопроект. Проводится в рамках одного предмета «Окружающий мир» и используется информация из других областей знания и деятельности:
-на уроках литературного чтения изучаются исторические статьи, летописи, народные эпические песни, сказания, былины, которые обогащают словарный запас, формируют нравственные чувства, ещё больше расширяют объём мышления, что способствует осмыслению прошлого, выходящего за пределы личной жизни и жизни окружающих людей;
-на уроках изобразительного искусства предлагается целый раздел под названием «Истоки народного искусства». Где изучаются следующие темы: «Пейзаж родной природы», «Деревня- деревянный мир», «Красота человека», «Народные праздники», «Города русской земли»;
-на уроках музыки учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации своей родовой основы и живет в развитии и определенных формах. Музыка отражает историю и душу народа России.
-внеурочная деятельность: работа театрального кружка, классные часы, праздники, конкурсы, олимпиады, викторины, экскурсии.
По характеру контактовпроект представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы, класса.
По продолжительности проведенияон является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 4 года.
Функции проекта:многофункционный (образовательный, практический, информационный, исследовательский).
2.План-график подготовки и реализации проекта (этапы)
Первый этап – поисково-эмпирический (2005 – 2006):
Изучались общие тенденции развития и состояние программы курса «Окружающий мир» в контексте изучения истории России, выяснялись проблемы и противоречия субъективного и объективного характера.
Выявлялись особенности изучения элементов отечественной истории в программах «Литературного чтения», «Изобразительного искусства», «Музыки».
Проводилось анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, основных исторических вехах страны. (Приложение 2)
Изучалась программа школьного музея, краеведческого музея города, программа экскурсий туристической фирмы «Волга- Тур» города Балаково. (Приложение 3)
Разрабатывалась программа работы театрального кружка, планов воспитательной работы.
Изучались технологии использования проектной деятельности, использования ИКТ в начальной школе. (Приложение №4)
Основные результаты этапа состояли в уточнении проблемы, цели и задач исследования, формулировке рабочей гипотезы, основных концептуальных положений, оформление понятийно-терминологического аппарата исследования.
Второй этап,практический (2007 – 2008)заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта:
* через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ преподавания истории России в начальной школе;
* в определении состава и структуры содержательной линии изучения истории России, выстроенных с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей по мере изучения курса «Окружающий мир»:
Содержание.
Систему изучения отечественной историив начальной школе состоящую в курсе «Окружающий мир» из двух разделов:ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО иИСТОРИЯ РОДНОЙ СТРАНЫцелесообразно формировать на основе четырех подходов к исследованию «Моя семья», «Мой город», «Моя губерния», «Моя страна» и должна включать следующие элементы: цели, содержание, формы и методы обучения, критерии эффективности. В систему входят как урочные, так и внеурочные занятия.
Состав и структура программы изучения истории России в начальной школе (Приложение № 5)
* в создании творческих групп учащихся для проведения уроков и внеурочной деятельности:
1.Творческая группа театрального кружка- выступления: инсценирования, монологи. (Приложение №6)
2. Творческая группа топографов- работа с картой, составление планов, карт. (Приложение №7)
3.Творческая группа экскурсоводов- лекторов. (Материалы к защите проекта «Золотое кольцо России»Приложение №6 )
4.Творческая группа скульпторов. Лепка макетов достопримечательностей.
5. Творческая группа художников. Иллюстрирование. (Приложение №8)
6.Творческая группа языковедов- толкование слов, работа со словарями (Материалы к защите проекта «Золотое кольцо России»Приложение №6, Материалы к защите проекта «Куликовская битва»Приложение №8)
* внедрения программы работы школьного музея, городского краеведческого музея, программы туристической фирмы.(Приложение №3)
Третий этап,обобщающе-аналитический (2008 – 2009):
* проводилось теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику;
* уточнялись и формулировались выводы, выявлялись перспективы последующего развития проекта;
* основные теоретические положения исследования и практические возможности были отражены в статье «Особенности работы по изучению отечественной истории в начальной школе». Март, 2009 год. 4 Межмуниципальный Фестиваль методического творчества.
2. Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1.Обеспечение организационных условий(создание творческих групп по реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
2. Обеспечение информационных условий(сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ: работа музея Н. Островского, работа библиотеки, работа с интернет ресурсами).
3. Обеспечение мотивационных условий(действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач).
4. Обеспечение научно - методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих занятий).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для учащихся (создание выставок, фото и видео галереи, устных журналов, инсценированных выступлений).
8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинета начальных классов, компьютерного класса, школьного музея, библиотеки, организация выездов на экскурсии по городу и краю).
8. Наличие у преподавателя педагогических компетенций(владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
развитие интеллектуальных способностей на основе формирования умения мыслить ярко, неординарно, при развитом продуктивном мышлении, проявляющимся через умственную самостоятельность.
развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности;
получение возможности раскрыть свои способности;
формирование адаптивности, развитие эмоциональной сферы, улучшение самочувствия и здоровья;
изменение отношения к учителю, признание его роли ведущего партнера в формировании своей личности.
Учитель:
осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;
определение собственного уровня педагогического мастерства;
представление учителем собственных научно-методических достижений;
развитие проектно - исследовательской деятельности;
творческое самовыражение.
3. Продукт проекта
Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей реализации краеведческой работы через разработку системы в изучении разделов«Человек и общество», « История родной страны»в курсе «Окружающий мир» начальной школы.
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана система исторического краеведения в школьном курсе «Окружающий мир», состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного. Обоснованы принципы, лежащие в основе ее реализации. Определено место методов и приемов изучения вопросов исторического содержания, а также основных функций педагогических подходов и технологий.
Практическая значимость. Выявлены методические условия, обеспечивающие эффективное внедрение исторического краеведения в
школьный курс «Окружающий мир». Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей всей начальной школы:
программы основных вопросов изучения отечественной истории в общеобразовательных курсах « Окружающий мир»1-4 -х классов;
программа оздоровительного направления «Улыбка», для летних лагерей дневного пребывания;
социальные проекты «Строки из военных лет», «История мой родословной».
Формы взаимодействия с учащимися
Образовательный
процесс
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития.
Урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд преимуществ:
1. Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной работы.
2. Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, позволяют учащимся проявить себя.
3. Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.
4. На уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества.
Исследовательские проекты учащихся
Анкетирование учащихся
Работа с текстом
Экскурсии
Театрализованные представления
УЧИТЕЛЬ + УЧЕНИК
Творческие отчеты, викторины, олимпиады.
Учащиеся
Анализ работ учителем
Классные часы по духовно-нравственным проблемам
Индивидуальные консультации родителей
Просвещение родителей
Каждый элемент модели предполагает совместную деятельность учителя и ученика.
Основные функции педагогических подходов и технологий в изучении истории Отечества.
Личностно ориентированные технологии.Главной отличительной чертой личностно ориентированного подхода в изучении отечественной истории является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования духовно-нравственной культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования и применяется исходя из необходимости охвата действительности и формирования целостной картины истории Отечества. (О.С.Анисимов, Е.В.Бондаревская, П.Я.Гальперина и др.).
Метод творческого самовыражениязаключается в том, чтобы привести каждого ребенка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к истории своей страны, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Идея этого метода – открыть свой путь к изучению истории Родины. Цель – понять, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют исторические понятия. Задача подобных уроков – выявить личностное отношение к историческим событиям; уточнить свое собственное отношение к истории Отечества.
Проблемно-поисковые технологии(один из вариантов личностно ориентированных технологий). Это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость и другие ценные личные качества.
Как видно, перечисленные методики и технологии направлены либо на развитие мышления, либо на организацию поисковой деятельности, чаще коллективной, хотя они связаны между собой. Если развитие мышления – это цель педагогического процесса, то поисковая деятельность – средство ее достижения.
По мере расширения и углубления знаний, уровня понимания проблем и идей учащиеся овладевают теоретическими и практическими умениями, которые связаны с исследовательской деятельностью. Всё актуальнее становится метод проектной деятельности
4. Ресурсы, задействованные для реализации проекта
Литература.
Бобкова Н.Н.«Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе».Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 год
Бугрова Е. Б.«Окружающий мир 1-2 класс, 1-2 часть». Поурочные планы по учебнику Виноградовой, Волгоград, 2007 год.
Гальцова Е. А. «Изучаем свои права». Внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках.1-4 классы. Волгоград. «Учитель» 2007 год.
Гальцева Е.А.«История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе»,- Волгоград: Учитель, 2007 год.
Гальцева Е.А.«Недаром помнит вся Россия…»- внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию.1-4 классы- Волгоград: Учитель, 2008 год
Господникова М.К.,Полянина М.Б. «Проектная деятельность в начальной школе», Волгоград: «Учитель», 2009 год.
Ляшенко Е.А.«Окружающий мир. Дополнительные материалы к разделу «Общество» 2-4 классы», Волгоград, 2008 год.
Корбакова И.Н.,Терешина Л.В. «Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.1-4 классы», Волгоград: «Учитель» 2010 год.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.»Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся», Волгоград: «Учитель», 2009 год.
Сёмин Г.В.«Страна, в которой я живу», Москва «РОСМЭН» 2005 г.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», Москва: «Вентана -Граф», 2009 год.
Соколова Т. Е. «Подготовка учителя начальных классов к работе в условиях введения новых образовательных стандартов», журнал «Методист» № 4, 2010.
Соловьёва Т. А., Рогалева Е. И..Мастерская учителя. «Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс» М.: ВАКО, 2006 год.
Целоусова Т. Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «ВАКО» 2006г.
Эльконин Д.Б. «К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления» М., 1967
20
Электронное учебное пособие в начальной школе CD-ROMfor
Windows, ООО «ДОС» «Природа, человек, общество»
www. doc. kaluga. ru.
Интернет - ресурсы:
1.Материалы ФГОС, сайт standart.edu.ru.
2.Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»,Е.В. Саплина. История в начальной школе.http://pish.ru/articles/articles2008/144
3.Сайт МГППУ, Зайцев С.В. «Личностно ориентированное обучение младших школьников»
http://www.fpo.ru/psy_razvitiya/zaitsev1.html
4.Педсовет.org
Всероссийский интернет-педсовет. Мелихова Н. Д. «Способы и приемы, повышающие эффективность урока истории в начальной школе.»