рассмотреть различные интерпретации образа Катерины
Измайловой.
Воспитательные: показать антигуманный характер преступлений героини.
Развивающие: развитие аналитического и ассоциативного мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация
Тип урока: комбинированный
Форма урока: игра «суд над героем».
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы обратимся к очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это второй урок по этому произведению. Речь пойдет о любви, о ценности человеческой жизни, о преступлении и наказании. Запишем тему урока.
Сегодня на уроке мы попытаемся:
- выявить основные мотивы преступления Катерины Измайловой;
- определить, что для героини является наказанием;
- познакомимся с различными интерпретациями этого образа;
- ответим на вопрос: «Можно ли оправдать преступление во имя любви?»
4. В самом названии заложена реминисценция (Макбет), отсылающая нас
к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира.
На закате эпохи Возрождения стало очевидным, что свобода часто выступает как демоническая сила. Одной из самых мрачных трагедий Шекспира является «Макбет», повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 11 веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета. Страшная роковая роль в этом событии – роль леди Макбет. Имя героини становится нарицательным, символом злодейства.
5. В 1865 году Н.С. Лесков пишет очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Так, «кровавая драма» приобретает новые краски – национальный русский колорит.
6. Вспоминая о своей работе над очерком, он писал : «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
- Что же происходило в произведении Лескова. Почему именно такие ощущения испытывает Лесков? В этом мы попробуем разобраться на уроке.
Форма урока необычная – это игра. Представьте, что мы находимся в зале суда. Каждый из вас «играет» определенную роль. Класс был разделен на четыре группы, у каждой из которых было свое задание. Это «журналисты», «обвинители», «адвокаты» и «присяжные».
Слово предоставляется «журналистам».
7. Символом нашего урока будут весы – как символ правосудия. А на чашах весов - добро и зло. Вашей задачей будет следующая: перерисовать в тетради весы и по ходу «слушания» дела гражданки Измайловой заполнять таблицу.
8. Выступает «обвинение».
9. Слово предоставляется «адвокатам».
10. Подводят итог «присяжные».
11.- Что же случилось с Катериной Измайловой по пути на каторгу?
Журналисты.
12. И вновь мы обращаемся к нашим весам. Давайте посмотрим, как вы заполнили эту таблицу.
Посмотрите, совершенно естественно, что перевесила та сторона, где находится зло, ибо насилие (убийство) бесчеловечно и оправдать его невозможно, даже во имя любви.
- Как вы считаете, у какой из групп была самая сложная задача? Почему?
- Оправдать эти преступления невозможно. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. Н.С. Лесков подчеркивает противоестественность происходящего. Когда беременная женщина с невероятной жестокостью убивает другого беззащитного ребенка в праздник «Введение Богородицы во
Храм». Она совершенно бездуховна, вспомним, что когда происходит убийство Федора, все уходят в церковь, а сам мальчик читает житие «своего ангела».
13. Давайте обратим внимание на эпиграф к очерку. Это пословица «Первую песенку зардевшись спеть». Какой смысл несет эта пословица? (От одного к другому преступления становятся все более жестокими). Вспыхнувшая страсть к Сергею заставляет ее жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, И только зверь на большее способен».
14. – Иногда любовь слепа, иногда жестока. Во имя любви человек готов совершить подвиг, и, наоборот, пойти на преступление. Можно ли оправдать преступление во имя любви?
Критик и литературовед Лев Аннинский, написавший книгу «Лесковское ожерелье», посвятил вторую главу судьбе этого очерка. Интересно, что трактовки образа главной героини разнообразны. Одним из первых обратился к иллюстрированию очерка Б. Кустодиев (1923.) Обращение к купеческой среде было главной темой его творчества. Мы знаем циклы картин, посвященные этой теме. Но на иллюстрациях предстает совершенно иной образ – мрачный, и вместе с тем страдающий.
Обращается к иллюстрациям очерка и Илья Глазунов. Как вы считаете, удалось ли художнику передать именно лесковский образ. (Нет, она верующая, раскаявшаяся).
И еще одна история – опера Шостаковича «Катерина Измайлова». Где композитор не заостряет внимание на злодействах героини, и даже исключает эпизод убийства Феди, изображая трагедию героини, непонятой окружающими.
15. Но мы видим, что Лесков не прощает свою героиню. Докажите, что это так.
- Можем ли мы говорить о покаянии героини. (Нет, последняя сцена) Вместо молитвы у нее рождаются слова «Помнишь, как мы с тобою погуливали, моих родственничков с белу свету сживали…»
- Можем ли мы говорить о том, что суд и каторга для героини явились наказанием?
- Тогда как же героиня наказана? (Тот, ради которого она была совершить любые безумные поступки предает ее)
16. Как вы думаете, является ли это произведение актуальным в наше время?
- Какие нравственные уроки вы выносите из этой трагедии? (зло порождает зло, женщина и злодейство несовместны.)
17. А сейчас заключительный этап урока, - рефлексия. Я попрошу вас символически изобразить то, о чем мы говорили весь урок. Работа в группах.
18. Анализ работ.
19 Подведение итогов. Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое время сенсацию, а иногда и равнодушие современников, не умирают, ибо в них есть нечто такое, что тревожит человека другой эпохи. Так происходит и с очерком «Леди Макбет Мценского уезда».