Урок литературы «Мир нравственных ценностей в повести
Н. В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цели:
- развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения понимать позицию автора;
- на примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере;
- показать художественное мастерство писателя и отражение темы повести в других видах искусства, в частности, в живописи.
Оборудование:
- портрет Н.В. Гоголя,
- иллюстрации к повести художника И. Кибрика
- картина И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока, записи в рабочие тетради.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Каждое художественное произведение несет определенную идею (можно повторить понятие об идее художественного произведения). Вы прочитали повесть до конца.
-Какова основная идея произведения?
(Патриотизм – это активная любовь к своей земле).
- Какую еще проблему и каким образом рассматривает автор в своей повести?
(Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия).
- Расскажите о смерти Андрия и гибели Остапа. Покажите авторское отношение.
- Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Остапа?
( Слово смерть несет в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом)
2. Чтение домашних сочинений- миниатюр на тему: “Подвиг и предательство в моем понимании”,
Вывод: В. Г. Белинский писал о повести Н. Г. Гоголя, что это “поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей”. Эти слова относятся не только к повести в целом, но и к образам ее главных героев. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний, смертный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака-сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости .Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею.
Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.
III. Работа по образу Тараса Бульбы.
- - Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
(Тарас для Остапа- идеал рыцарства, отваги, стойкости. Остап близок отцу не только по крови, но и по душе. Отцовское “слышу!” - духовная поддержка для него).
2. Рассказ ученика о Тарасе Бульбе.
3. – В чем видит свой долг Тарас?
(В служении Отечеству и православной вере. “Он считал себя защитником православия” – (1 гл.).
- Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.
4. Чтение речи Тараса о товариществе.
- Какое впечатление производит эта речь на читателя?
Учитель: “Дай, Боже…,чтоб таких полковников было побольше на Украине!” - говорит о Тарасе Касьян Бовдюг.
- Покажите, как Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса.
(“Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно, сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце”. В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: “А что, паны… есть еще порох в пороховницах?”)
Учитель: Кошевой встречал новичков в Сечи словами: “Здравствуй! Во Христа веруешь?”, Тарас в сцене угощения казаков (VIII гл.) предлагает: “…выпьем наперед всего за святую православную веру…”
- Как православие Тараса и запорожцев сочетается с их удалью и широтой разгула?
(Православная вера – основа существования Сечи. Любовь к ближнему, к своим братьям движет казаками, когда они отправляются в поход в защиту гонимых православных христиан, когда остаются под стенами Дубно, с целью выручить друзей из польского плена, когда бросаются в след за татарами, пленившими казаков.)
Учитель: Духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщине, но и побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты.
- Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.)
Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.
Точно так же сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы кровного родства, предпочитая им узы “небесного братства”.
- Каким мы видим Тараса в сцене казни?
(Здесь весь Тарас с непоколебимой стойкостью, с презрением к смерти: “…думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная вера!”
Учитель: Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса: “выпала люлька с табаком”, “набежала ватага, схватила под могучие плечи”, “не старость была виною”, “сила одолела силу”.
- Что говорят они об отношении писателя к Бульбе? (Автор любит своего героя и гордится им. В этих выражениях он как бы оправдывает пленение Тараса, говорит о случайности происшедшего, о достойном сопротивлении старого казака.)
Учитель: Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типические черты запорожца. Писатель, подводя итог жизни и смерти своего героя, не случайно говорит:
“Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая пересилила русскую силу?”
- Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?
(В образе Тараса Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души…, лучшие черты народа. Тарас Бульба – народный герой и выразитель нравственных идеалов в повести).
Выводы: В повести Н. В. Гоголь раскрывает исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса с его упрямством и отвагой, с его грубой прямотой и неукротимой ненавистью к врагам. Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным.
Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших ему командование над ними.
“Тарас Бульба” - одно из самых светлых произведений мировой литературы, несмотря на трагическую гибель главного героя и многих других казаков. Народ верит в свою победу.
Силы народа неисчерпаемы, и борьба будет продолжаться, невзирая на самые тяжкие потери и поражения.
IV. Беседа по репродукции картины И. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
Учитель:
1. Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.
2.Рассматривание и комментирование иллюстраций Е. Кибрика.
- Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение.
Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
Консультант: Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.
И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…
Учитель:
- Каким настроением проникнута картина?
Вывод: Итак, что объединяет эти произведения? (Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство “по духу”.
Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из тем: “Тарас Бульба – народный герой”, “Мои любимые страницы повести”;
|