«Сказка – ложь, да в ней намёк!» (По сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)
Цели:
- Познакомить с художественными особенностями пьесы-сказки «12 месяцев».
- Развивать умения работать с деталью, анализировать текст драматического произведения, вступать в диалог по прочитанному произведению, сравнивать, развивать речь.
- Воспитывать нравственные чувства доброты, ответственности за свои поступки.
Задачи: обобщить знания пятиклассников о творчестве С. Я. Маршака; дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям; ответы на вопросы (беседа); разыгрывание эпизодов по группам.
Словарь:драматическое произведение , монолог, диалог, афиша, ремарка, эпос, лирика, драма, жанр.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение и закрепление изученного материала .
Рассмотрение жанровых особенностей произведения.
Учащиеся вспоминают черты литературной сказки .
3.Вопросы на восприятие произведения
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
— Кто герои этой сказки? Напоминают ли они народных героев? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?
Главные герои этой сказки:Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев Месяцев.
Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
– В каждой сказке есть свои символы. Есть они и в сказке “12 месяцев”. Перечислите их.
Волшебное колечко , весенний цветок подснежник
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь.
И расцвел подснежник.
Волшебное колечко
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему шатру.
4.Художественное своеобразие сказки
– Что необычного есть в данном произведении?
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Рассмотрение текста пьесы-сказки позволяет сделать некоторые первоначальные выводы о своеобразии драматического рода литературы: наличие афиши (списка действующих лиц), диалогов и монологов , деление пьесы на действия, картины, наличие кратких ремарок.
– Какие пояснения даны автором?
— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.
5.Разыгрывание отдельных сцен сказки по группам(3 гр.)
6.Оценивание актёрской игры учащихся
7.Итоговая беседа по сказке
— Что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеемся?
В сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы существуют. Маршак учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью иложью и верим в добро и справедливость.
8.Дополнительные вопросы и задания:
1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь превращены в собак, закономерен.
3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.
7.Подведение итогов урока, постановка домашнего задания
Учитель благодарит ребят за работу, отмечает наиболее успешных, формулирует домашнее задание: письменно ответить на вопрос:
- Что нужно делать и как жить, чтобы быть довольным своей судьбой?
|