НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО
«ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: показать эволюцию главного героя;
развивать навыки слушания и говорения;
воспитывать в детях чувства любви и сострадания
Оборудование: текст повести, компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня», «Времена года. Апрель. Капель.»)
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня заключительный урок по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья».
- Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?
2.Анализ картин В. Перова
-Посмотрите репродукции картин художника В.Перова- современника В.Г. Короленко. Что их сближает?
На экране репродукции картин Перова «Тройка», «Проводы покойника» и др..
3.Прослушивание пьесы П.Чайковского «Печальная песня»
-Слышите ли вы похожее настроение в музыке, которая зазвучала на уроке?
-Это «Печальная песня» П. И. Чайковского, тоже современника В.Г. Короленко.
-Да, очень много печального и в произведении Короленко, и в картинах Перова, и в музыке Чайковского .Но мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть.
-Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
- Как вы понимаете эти слова?
-Какими качествами должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?
Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает. Эти слова появляются на доске.
-А как вы понимаете эти слова?
4.Проверка домашнего задания: выписать из толкового словаря значения этих слов.
На доске появляются толкования слов.
Любовь-чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие- готовностьпомочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Самопожертвование - жертвованиесвоими личными интересами ради других.
- А Вася наделён этими добродетелями?
- Найдите в тексте подтверждения этому.
5.Работа в группах с текстом повести
Класс делится на 6 групп, соответственно количеству выделенных слов. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.
- Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви ,значит, одно невозможно без другого.
-Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим. (Он убегает из дома, его считают хулиганом.)
6.Беседа об эволюции Васи
-Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Ответы детей.
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.
Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.
- Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
7.Чтение наизусть подготовленным учеником отрывка
«На могиле Маруси»:
«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.
Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».
8.Прослушивание музыки П.Чайковского «Апрель. Капель»
- Что же изменилось? (Он вместе с близкими; ему спокойно, хорошо)
- Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.(В приведенном фрагменте они выделены).
- А ваше настроение изменилось? Каково оно?
- Изменилась и музыка. Мы слышим пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Капель».
- Итоги урока.
Почему же, ребята, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»?
Ответы детей.
Действительно, добрый человек отдаёт добро, любовь и чем больше отдаёт, тем больше приобретает.
9.Домашнее задание. Напишите развернутый ответ на вопрос:
- Что значит уметь сострадать?
|