Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

Submitted by Ирина Михайловна Градова on вс, 18/03/2012 - 11:22

 

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В. Г. КОРОЛЕНКО

 «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Цели урока: показать  эволюцию главного героя;

                     развивать навыки слушания и  говорения;

                     воспитывать в детях чувства любви и сострадания

 

Оборудование: текст повести, компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня», «Времена года. Апрель. Капель.»)

ХОД УРОКА

  

 1.Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по повести В. Г. Короленко «Дети    подземелья». 

  • Какое настроение осталось у вас после прочтения повести?

2.Анализ картин В. Перова

-Посмотрите репродукции картин художника В.Перова-    современника В.Г. Короленко. Что их сближает?

На экране репродукции картин Перова «Тройка», «Проводы покойника» и др..

       3.Прослушивание пьесы П.Чайковского «Печальная песня»

         -Слышите ли вы похожее настроение в музыке, которая зазвучала на уроке?

       -Это «Печальная песня» П. И.  Чайковского, тоже современника  В.Г.   Короленко.

        -Да, очень много печального и в произведении Короленко, и в картинах Перова, и в музыке Чайковского .Но  мне кажется, что есть в этом произведении светлые тона. Попробуем их увидеть.

        -Помните, как сказал пан Тыбурций Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

  - Как вы понимаете эти слова?

   -Какими качествами должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть,   самопожертвование. Учитель помогает.  Эти слова появляются на доске.

      -А как вы понимаете эти слова?

         

           4.Проверка домашнего задания: выписать из толкового словаря     значения этих слов.

               На доске появляются толкования слов.

Любовь-чувство глубокого расположения, самоотверженной и    искренней привязанности.

 

Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям,   стремление делать добро другим.

 

 

 

Милосердие- готовностьпомочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.

 

Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.

 

 

        Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

 

          Самопожертвование - жертвованиесвоими личными интересами ради других.

 

  • А Вася наделён этими добродетелями?
  • Найдите в тексте подтверждения этому.

 

5.Работа в группах с текстом повести

Класс делится на 6 групп, соответственно количеству выделенных слов. Ребята приводят цитаты из книги, подтверждающие их мнение.

  • Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви ,значит, одно невозможно без другого.

-Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим. (Он убегает из дома, его считают хулиганом.)

      

        6.Беседа об эволюции Васи

      -Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога   пролегла через нашу»?

       Ответы детей.

 Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми   просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

  • Докажите  текстом, что жизнь Васи изменилась.

     7.Чтение  наизусть подготовленным учеником отрывка

      «На могиле    Маруси»:

«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

      8.Прослушивание музыки П.Чайковского «Апрель. Капель»

  • Что же изменилось? (Он вместе с близкими; ему спокойно, хорошо)
  • Прочитайте те слова, которые помогают понять душевное состояние Васи.(В приведенном фрагменте они выделены).
  • А ваше настроение изменилось? Каково оно?
  • Изменилась и музыка. Мы слышим пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Капель».

 

  1.  Итоги урока.

Почему же, ребята, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»?

Ответы детей.

       Действительно, добрый человек отдаёт добро, любовь и чем больше отдаёт, тем больше приобретает.

 

  9.Домашнее задание. Напишите развернутый ответ на вопрос:

  1. Что значит уметь сострадать?

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн