Ход урока:
I Организационный момент
II Орфографическая минутка
Задание: записать словосочетания, объяснить орфограммы:
Выплывают из-за горизонта, длинные паутины, гонит по реке, морщит гладь, вдруг хлестнул, кружки от капель.
III Словарная работа.
Слово “горизонт” записать в словарики дать лексическое значение:
Горизонт – видимая граница неба и земли (воды), небесное пространство над этой границей. Все видимое вокруг наблюдателя пространство.
Опрос:
1. Что изучает синтаксис?
2. Что такое словосочетание?
3. Какой частью речи может быть выражено главное слово?
4. Назовите типы связи в словосочетании?
5. Чем словосочетание отличается от предложений?
6. Какие типы предложений по наличию грамматических основ вы знаете?
7. Чем бывают осложнены простые предложения?
IV Практическая и теоретическая работа по закреплению знаний, умений и навыков.
1 Задание: Найдите лишнее предложение. (предложения записаны на доске).
1. И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
(С. Есенин)
2. Пошел октябрь с листопадами, с рыжиками в молодых соснах, с хрустальными заморозками по утрам. (В. Солоухин).
3. Когда в конце ноября выпал снег, он укрыл всю землю и не растаял. (Г. Скребицкий)
4. Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет ветхая река.
2 Задание (устное): определите типы этих предложений, объясните постановку знаков препинания.
1) Сложносочиненное предложение (ССП)
2) Простое, осложненное однородными членами предложение.
3) Сложноподчиненное предложение (СПП)
4) Бессоюзное сложное предложение (БСП)
3 Задание: составление схемы с помощью вопросов.
1. На какие две большие группы делятся предложения? (простые и сложные).
2. Какие сложные предложения вы знаете? (союзные, бессоюзные).
3.
Союзные делятся … (СПП и ССП).
Использование таблицы
4 Задание: простое предложение разберите синтаксически.
5 Задание: объясните постановку знаков препинания, нарисуйте схемы к предложениям, записанным на доске.
1) Летают галки и вороны
2) Он постоял и подумал, и пошел к дому.
3) Зимой солнце светит, а не греет.
4) В саду росли цветы: лилии, гвоздики, пионы.
V Итог урока.
Задание: Переставьте запятые, чтобы смысл предложений в стихотворении изменился, выпишите основы предложений:
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
Вот что значит
Запятая!
VI Домашнее задание:
Стр. 104, вопросы 1-13 (устно);
Упр. 241, подготовиться к диктанту.
|