Работа с одарёнными детьми
Талант – выдающиеся врождённые качества, особая природная одарённость. Исследования учёных показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными, - не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются своей предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д., может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Можно выделить следующие виды одаренности:
- В практической деятельности, в частности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
- В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
- В художественно – эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
- В коммуникативной деятельности – лидерскую, аттрактивную одаренность;
- В духовно- ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Говоря об одаренности мы оперируем такими понятиями, как «возможность» и «действительность». Одаренность человека – лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями, от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и пригодятся.
В обучении одаренных учащихся могут применяться 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
1. Ускорение .
При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.
2. Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.
3. Обогащение.
Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
4. Проблематизация.
Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.
Обучение в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам).
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.
Занятия по свободному выбору – факультативные, а особенно, организация малых групп, в большей степени, чем работа в классе, позволяет организовать дифференциацию обучения, предлагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Обобщая опыт наших педагогов, успешно работающих с такими учащимися и, учитывая собственные методические находки, у меня получилась вот такая памятка для работы с одаренными детьми.
Рекомендации для педагогов, работающих с «одаренными детьми».
- помните, что одаренные дети так же отличаются друг от друга, как и все остальные дети;
- не все проявляют свою одаренность всегда и везде, одаренность может быть как скрытой, так и явной, как стабильной, так и преходящей;
- созданная в классе атмосфера должна исключать зависть к успехам одаренного ребенка со стороны одноклассников, что в будущем благоприятно отразится и на остальных детях;
- при оценке знаний педагог должен быть требовательным, строгим, но благожелательным, это укрепляет веру в успех;
- если сфера интересов и набор способностей ученика достаточно узки, то задача учителя – развить эти способности до максимального уровня, чтобы в будущем этот человек мог профессионально использовать имеющиеся у него данные и быть вне конкуренции в своей области;
- кружки, секции, студии помогут развить природный потенциал, а соревнования, конкурсы, конференции явятся стимулом к дальнейшей деятельности;
- необходимо учить и развивать ребенка в соответствии с его способностями, а не в соответствии с амбициями педагогов и родителей;
- иметь творческое отношение к жизни.
Выявление одаренных детей начинаю на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Намечаю перспективы дальнейшего развития творческого потенциала учащихся. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяю большое внимание.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Детская любознательность многогранна. Мы с учащимися посетили музей нашей школы. И одна из учениц, четвероклассница Эленд Алёна, заинтересовалась историей Сиверской школы №1 в годы Великой Отечественной войны. Мы подобрали с ней справочную литературу, обратились за помощью к работнику музея, и Алёна стала проводить собственное исследование. Работа длилась все каникулы и завершилась после их окончания. Начинающим исследователем тщательно фиксировались все собранные данные. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата «Сиверская гимназия в годы Великой Отечественной войны. Завершив исследование, Алёна участвовала в музейной презентации на тему «Прошлое нашей школы». Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить многое из того, на что у простого посетителя музея не хватает ни сил, ни времени, ни желания. Исследования Алёны и поиск информации не закончились только на этом. Через Интернет, дополнительную литературу она нашла еще интересные факты, и учащиеся смогли узнать много нового.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением рабств. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно: «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн. В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись! Большую роль в работе с одаренными детьми можем сыграть мы, классные руководители. В своём классе работаю с одаренными детьми через внутриклассную дифференциацию, привлечение таких ребят в кружки и секции дополнительного образования. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Учащиеся принимают активное участие в школьных, международных олимпиадах по предметам. Денисова Екатерина и Григорьев Никита имеющие литературно-поэтический дар стали победителями районного конкурса «Живое слово». В международной олимпиаде «Русский медвежонок» Григорьев Никита занял первое место по школе и второе место в районе в 3 классе, а в 4 классе первое место в регионе . Осипов Алексей, Мушегянц Микаэл, Илюсь Даниил, Андрианов Дмитрий проявляют одарённость в спортивной деятельности (футбол). Ахтияйнен Наталья, Денисова Екатерина, Шатыркина Диана проявляют свою одарённость в художественно-эстетической деятельности. Хорьков Дмитрий прекрасно рисует, Смертин Николай одарённость проявил в игре в шахматы. Григорьев Никита, Соколов Глеб, Эленд Алёна – интеллектуально одарённые дети.
Каждый ребёнок с рождения одарён способностями – необходимо только их грамотно и вовремя обнаружить и развить для обеспечения его успешной и счастливой жизни!!!