Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концепция программы духовно-нравственного воспитания и развития "Мелодия успеха"

   Концепция  программы духовно - нравственного воспитания и развития

"Мелодия успеха"


      Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни нам дарят жизнь, а другие - добрую жизнь.

Аристотель

     Научить человека быть счастливым - нельзя, но  воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

Макаренко А.С.

           «Человек, как звезда рождается».  Если вдуматься в сокровенный смысл стихотворной строки, то невольно понимаешь, что за поэтической метафорой стоит извечная загадка бытия – рождение новой жизни. Жизни, которая может пройти незамеченной, или, наоборот, оставить яркий свет в памяти потомков. В самом деле, кто может сказать наверняка у колыбели младенца, как проявит он себя в будущем? Бесспорно одно: человек, спящий безмятежным сном, таит в себе огромные потенциальные возможности. Педагогика должна быть обращена на индивидуальное начало в человеке.

Двадцать первый век ознаменовал собой переход к гуманистической парадигме - теории, признанной всеми науками, ставящей во главу угла личность, способную к непрерывному самоизменению и развитию. Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества, В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности:

  • Человек - абсолютная ценность;
  • Мир человека - это взаимодействие людей;
  • Семья - структурная начальная единица общества;
  • Труд - основа человеческого бытия;
  • Знания - результат творческого труда;
  • Культура - богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека;
  • Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков;
  • Земля - общий дом человечества;
  • Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами

- главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества. Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать, а всё совершенствовать».

       ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. По определению В.А. Караковского воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нём - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.  Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе - гармонично сочетать духовно - эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит - это и есть основная задача классного руководителя. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме присущ каждому из нас. О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, использовании здоровьесберегающих технологий, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенкаи в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ и РТ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. В концепции модернизации российского образования определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе...» Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях. Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

        Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”. Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, т.е. успешным.

УСПЕХ- это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У- учеба

С- социализация

П– позитивность

Е - единство

X- харизма

 

Учеба - познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Социализация - социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Позитивность - продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Единство - коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Харизма - исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

Основные принципы и подходы, определяющие концепцию:

Методология настоящей Концепции ориентирована на современные принципы и подходы к организации воспитания:

     Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы - развитие личности ребёнка.

     Принцип приуодосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

      Культурологический подход обеспечивает режимнаибольшегоблагоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.

     Принцип средового подхода -школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

     Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

    Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

    Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.

 

        Программа “Мелодия успеха» - это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.С первых дней существования детского коллектива нужно запустить «механизм успеха». Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, дети должны научиться сравнивать реалии текущего момента с поставленной ими целью. Вся система воспитательной работы должна быть направлена на развитие детской инициативы,вдохновения       и      позитивного        мышления.

Как организовать воспитательный процесс? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной программы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителем. Я, как классный руководитель, должна помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации. Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она не противоречит, а помогает реализации главной задачи нашей гимназии «Результатом воспитательной деятельности Сиверской гимназии станут сформированные личностные качества выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности». В процессе работы по данной программе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно­ориентированного взаимодействия с детьми.

 

Цель данной программы:

Становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обладающего духовно­нравственной культурой, умеющего определиться и адаптироваться в современных условиях.

Задачи программы:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественныхтрадициях;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  • формирование здорового образа жизни.

  В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за    Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

  В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн