ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Служебные части речи. Предлог как часть речи.
_____________________________________
Цель и задачи урока
Цель:систематизировать отличия служебных и самостоятельных частей речи
Задачи:
- обучающие: формировать представления о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении, познакомить со значениями предлогов;
-развивающие: закрепить умение писать предлоги с различными частями речи;
-воспитательные : воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный
Приветствует учеников, формулирует тему, ставит цели и задачи.
Приветствуют учителя, садятся, записывают тему урока в тетрадях
1
2
Актуализация знаний
№1 ЭОР «Части речи»
Задаёт вопросы ученикам. Сколько частей речи в русском языке? ( 10) На какие две группы они делятся в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные) Назовите служебные и самостоятельные части речи, известные вам.
Организует работу с ЭОР.
Сверьте свои ответы с таблицей из ЭОР.
Организует групповую работу.
Выписать в таблицу из текста (упражнение №326) слова всех встретившихся самостоятельных частей речи. Проверить в группах. Какие ошибки встретились?
Работают фронтально, устно отвечают на поставленные учителем вопросы
Сверяют свои ответы с таблицей из ЭОР
Хорошо успевающие ученики выписывают в тетрадь слова самостоятельных частей речи из упражнения в таблицу. Проверяют сделанную работу, вместе с учителем разбирают трудные случаи определения частеречной принадлежности слов
7
№2 ЭОР «Признаки служебных и самостоятельных частей речи»
Организует групповую
работу со слабо успевающими учащимися. Задание: вспомните, какое грамматическое значение имеют самостоятельные части речи, на какие вопросы отвечают, какими членами предложения являются
Организует фронтальную работу с классом. Вопрос: Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
Организует работу с ЭОР. Сверьте результаты своей работы с таблицей из ЭОР. Все ли отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи мы назвали
Работает группа учащихся. Устно отвечают на вопросы, поставленные учителем.
Учащиеся устно отвечают на вопрос. Результаты коллективной работы записывают в тетрадь в виде таблицы.
( Самостоятельные части речи:
Есть лексическое и грамматическое значение.
Изменяются (кроме наречия)
Являются членом предложения.
Употребляются самостоятельно.
( Служебные части речи:
Нет лексического и грамматического значения.
Не изменяются.
Не употребляются без самостоятельных частей речи.
Не являются членами предложения.
Учащиеся
сверяют результаты своей работы с таблицей из ЭОР, делают выводы.
7
7
3
Изучение нового материала
Организует фронтальную самостоятельную работу учащихся по тексту упражнения № 327 стр.151
Задание: выписать примеры служебных частей речи. Прочитать примеры
Работа над редактированием текста упражнения №328 стр.151 (« Приеду 5 часов Москвы мною будет друг») Понятен ли текст? Чего не хватает? (предлогов) Восстановите текст, запишите в исправленном виде.
Сделаем вывод: для чего нам в речи нужны предлоги.(Предлоги указывают на различные грамматические отношения между словами в предложении и словосочетании)
На основе данного текста определите со словами каких частей речи употребляются предлоги. (существительными, местоимениями, числительными)
Записывают текст в исправленном виде в тетрадь, делают вывод о значении предлогов в языке.
Устно отвечают на вопросы учителя.
3
5
4
Закрепление полученных знаний
№3 ЭОР
«Значение предлогов»
Организует фронтальную работу учащихся. Из текста упражнения №340 стр. 156 выписать словосочетания, в состав которых уходят предлоги. Кроме существительных, местоимений, числительных, перед какими частями речи могут оказаться предлоги?( Перед прилагательными, причастиями как особой формы глагола, так как они относятся к существительным) Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов? ( Перед глаголами, деепричастиями как особой формы глагола, наречиями)
Организует работу с ЭОР. Распределите словосочетания в зависимости от значения предлогов. Проверьте. Какие значения имеют предлоги? (Указывают на время, место, причину)
Письменно выполняют упражнение, устно отвечают на вопросы учителя, делая вывод об употреблении предлогов с различными частями речи.
Работают с тестом из ЭОР, проверяют результаты своей работы, фронтально отвечают на вопрос учителя
3
2
5
Контроль полученных знаний
№4 ЭОР «Служебные части речи»
№5 ЭОР
Электронное задание
Организует работу индивидуальную с ЭОР.
Отметьте в тексте выделенные слова, которые относятся к служебным частям речи.
Организует работу с ЭОР.
Прочитайте предлоги, докажите, что выделенные слова являются служебными частями речи.
Индивидуально работают с ЭОР.
Отвечают на вопрос теста.
Отвечают на вопросы теста, работают индивидуально.
3
6
Заключительный
Задаёт вопросы. Что сегодня изучали на уроке? Что нового узнали? Всё ли было понятно?
Выставляет оценки по итогам урока.
Задаёт домашнее задание.
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.
2
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР