Ход урока
1.Вступительное слово
Учитель: Презентация 1.pptx ( Учитель рассказывает ученикам биографию поэта, особенности поэзии С.Есенина его творчества и называет тему урока. )
Добрый день! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина, в частности к изучению одной из тем его творчества – теме Родины. Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве. (коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта.)
Далее учитель предлагает послушать несколько стихотворений и попробовать понять, какая особенность их объединяет.
2. Прослушивание фонохрестоматии:
Учитель включает запись стихотворений С.Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
3.Работа над прослушанными текстами стихотворений
Вопросы после прослушивания стихотворения «Я покинул родимый дом…»?
- Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихотворения. Какие звуки преобладают в звукоряде этого стихотворения?
- Каким настроением окрашено стихотворение? Подтвердите свой ответ выразительным чтением.
Вопросы после прослушивания стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…».
- Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» от стихотворения «Я покинул родимый дом…»?
- В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти, сказочной красивости? А в каком чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью?
- Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?
4. Анализ текста стихотворения «Я покинул родимый дом...»
( Перед началом данного этапа учащимся выдаются тексты со стихотворением «Я покинул родимый дом...» для того, чтобы они могли на них работать: выделять эпитеты, находить метафоры, поставить логическое ударение и т.д. )
Ученикам даётся три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Учитель задает вопросы, например:
- Ребята, обратили ли вы внимание на дату его создания?
- Сколько лет было в этом году Есенину?
- Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
- Какие события за это время произошли в России?
(если эти вопросы вызовут затруднения, учитель показывает слайд, где написаны даты и расскажет о значимости происходивших событий)
1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.
— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
(Далее учащиеся вместе с учителем читают стихотворение построчно — с карандашом.)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
— Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Перед нами сложная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой
— Почему вода названа тихой?
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции деревни.
В заключение, стихотворение читает один из учащихся ( по желанию), воплощая в чтении свое понимание текста.
4.Работа в группах.
Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания по тексту стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...».
Задание: выделить эпитеты, найти метафоры, поставить логическое ударение.
После выполнения заданий, группы рассказывают о своей работе с текстом. Вопросы.docx
5.Индивидуальная работа
Каждому учащемуся учитель выдаёт таблицу, которую он должен заполнить. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель выводит правильно заполненную таблицу на слайд, ученики проверят работу и оценивают её, ставят балл за каждый правильный ответ. Презентация2.pptx
6. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».
Размещено ср, 21/03/2012 - 10:25 пользователем Елена Николаевна Сабурова.
Анастасия Сергеевна на своем уроке организовала продуктивную индивидуальную работу и работу в группах. Каждый ученик смог сравнить свой результат с модельным ответом и оценить себя. Это значит, что урок был направлен на формирование учебных компетентностей, в данном случае информационной. я считаю урок успешным.
Размещено чт, 21/11/2013 - 03:11 пользователем Wera - =.
Просмотрела урок Анастасии Сергеевны и все приложения к нему. Молодец. Начинающий учитель , который проработал в школе неполный учебный год. а так грамотно построил занятие. В этом уроке я увидела все необходимые компоненты: мотивацию к деятельности, подведение под понятие, введение нового материала, первичный и вторичный контроль понимания. Учитель может учить детей, пока он учится сам. Анастасия Сергеевня учится и стремится к результатам. Желаю ей удачи в постижении профессии, а также удовлетворения от конкурса "Молодой педагог".
Комментарий был изменен с момента создания (Вера Александровна Бляблина, чт, 21/11/2013 - 03:11).
Анастасия Сергеевна, я поддерживаю коллег, вижу, что Вы необыкновенно ответственный педагог , заинтересованный в результатах своего труда. Пусть Ваши первые шаги в педагогике будут более уверенны, а ваши дети всегда с радостью и желанием бегут к Вам на урок. Профессиональных успехов!
—
Каждая проходящая минута - это ещё один шанс всё изменить.
На: Страницы биографии Сергея Есенина. Стихотворения «Я покинул
Анастасия Сергеевна на своем уроке организовала продуктивную индивидуальную работу и работу в группах. Каждый ученик смог сравнить свой результат с модельным ответом и оценить себя. Это значит, что урок был направлен на формирование учебных компетентностей, в данном случае информационной. я считаю урок успешным.
На: Страницы биографии Сергея Есенина. Стихотворения «Я покинул
Просмотрела урок Анастасии Сергеевны и все приложения к нему. Молодец. Начинающий учитель , который проработал в школе неполный учебный год. а так грамотно построил занятие. В этом уроке я увидела все необходимые компоненты: мотивацию к деятельности, подведение под понятие, введение нового материала, первичный и вторичный контроль понимания. Учитель может учить детей, пока он учится сам. Анастасия Сергеевня учится и стремится к результатам. Желаю ей удачи в постижении профессии, а также удовлетворения от конкурса "Молодой педагог".
Вера Бляблина
На: Страницы биографии Сергея Есенина. Стихотворения «Я покинул
Анастасия Сергеевна, я поддерживаю коллег, вижу, что Вы необыкновенно ответственный педагог , заинтересованный в результатах своего труда. Пусть Ваши первые шаги в педагогике будут более уверенны, а ваши дети всегда с радостью и желанием бегут к Вам на урок. Профессиональных успехов!
Каждая проходящая минута - это ещё один шанс всё изменить.