В основах государственной образовательной политики Российской Федерации установленным авторитетом является воспитание ученика инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные мышления, которые могли бы успешно решать задачу развития инновационной экономики. Эти обстоятельства подчеркнуты в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». Образование 21 века идет по пути индивидуализации, т.е. направлено на удовлетворение потребностей каждого ученика, согласно его запросам, интересам, индивидуальным параметрам развития и уровнем обученности.
Наш выпускник должен быть конкурентноспособной личностью. В этом стремительно развивающемся мире. Он должен быть готов к выбору профессии, к выбору правильного вектора дальнейшего образования,и, естественно, он должен овладеть гуманистическими, демократическими ценностями, умением следовать этическим, нравственным, моральным нормам, уметь оценивать не только других, но и себя. Самое важное научить ребенка приобретенные знания, умения, навыки, применить в повседневной жизни.
Очевидно, что формирование творческих компетентностей инновационно-активной личности должно происходить в годы ученичества. Мы считаем , что одним из успешных путей реализации данной задачи может быть введение в практику воспитания школьников создание разновозрастных отрядов (РВО) как внеклассных объединений учащихся с 5 по 11 класс, сплоченных общими интересными идеями.
В нашей школе несколько лет существует детская общественная организация – разновозрастные отряды. Основой жизни отрядов стало общение между старшими и младшими в процессе подготовки и участия в ежемесячных коллективных творческих делах.
Разновозрастные отряды- это форма организации жизнедеятельности разновозрастного коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Цель6 создать педагогические условия, практической реализации положений деятельностной парадигмы образования, направленные на формирование и всестороннюю поддержку личности, обладающей социальной активностью, гражданской позицией, инициативностью, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Участвуя в делах РВО, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решений является ключевым для формирования мотива группового действия.
В РВО ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.
Система работы РВО направлена на привитие учащимся умений и навыков управленческой деятельности с использованием различных форм ученического самоуправления, приобщение к школьному ( корпоративному) духу, формирование чувств отрядной солидарности.
Кроме того РВО способствует сохранению и приумножению историко-культурных традиций школы, преемственности в воспитании учащихся.
Так же в число приоритетов воспитательной работы в РВО воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению, привитие потребности здорового образа жизни, совершенствование физического состояния учащихся.
Одной из основных функций РВО является организация совместной социально полезной деятельности учащихся.
Приобретен опыт детьми планирования социального значимых проектов:
На уровне школы:
«Вторая жизнь материалов», «Через объектив», «Красивая клумба - красивой школе», «Невозможное - возможно», «Раскрасить школу».
На уровне района:
«Невозможное -возможно», «Школьный экопарк» 2011г.
На уровне города:
«Школьное радио», «Экологическая тропа» (дипломаты городского этапа конкурса социальных проектов)
Системы работы РВО направленном на использование на использование потенциала школьнического ученического совета самоуправление в решении актуальной для современной школы задачи повышения качества учебной деятельности учащихся.
Для обеспечения эффективной учебной и социально полезной деятельности учащихся воспитательные усилия педагогов РВО направлены на формирование соответствующих личностных качеств учащихся (нравственных качеств, духовности, общечеловеческих ценностей, доходностей и гуманизм).
Так же, важно, что ребята, которые иногда не могут реолезовать себя в учёбе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. В этом учебном году наблюдается рост привлекательности отрядов среди учащихся учебной школы. В отряды вступило 12 человек из 4 классов.
Деятельность РВО приводит к положительным социально – экономическим эффектам:
1. Отсутствие преступлений и правонарушений среди обучающихся;
2. Изменение социума по средства реализации значимых проектов;
3. Формирование положительного имиджа школы в конкурентной среде;
4. Организация внеурочной деятельности, привлекательной для учащихся школы, проживающих в семейных общежитиях;
5. Изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особое отношение на основе доверия);
6. Изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющая личность).
7. Изменён уровень ответсвеннойсти учащихся за свои поступки;
8. Накоплен уникальный опыт по работе разновозрастных отрядов;
Участвуя в жизни РВО, дети становятся самостоятельны в принятии решения, высказывать свою личную позицию, в том числе и на уроках.
87% педагогов отвечают положительные изменения в отношении к учёбе участников разновозрастных отрядов, а именно: рост творческой активности на уроках и его внеурочной деятельности, заинтересованность в результатах.
Безусловным достоинством отрядов является участие в их работе ярких и отдарённых учителей, для которых работа руководителя отряда не докучливая обязанность. А внутренняя потребность творческий поиск, самовыражение.
Работа РВО является примером самоуправления в современном образовательном учреждении, помогает в управлении воспитательной работы школы и создании единого коллектива взрослых и детей
Ялакаева О. В.
Заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ №107
|