Изучение данной темы позволит педагогу опробовать еще один инструмент для формирования УУД. В качестве основы предлагается организация участия школьников в онлайн викторине с поиском ответов с использованием ресурсов библиотек и Интернета. В теме используются сервисы, которые уже знакомы слушателям, поэтому более пристальное внимание можно сосредоточить на собственно проведении занятий с учениками.
Пример разработки онлайн викторины
Для организации онлайн викторины необходимо выбрать правильную тему. Тема должна быть интересна для учеников, вопросы должны ее охватывать с разных сторон. Вопросы должны быть разного типа: с единственно правильным ответом, с несколькими ответами или с открытым ответом.
Рекомендуемое количество заданий для первого класса – 5-7 штук.
Прежде чем выдать вопросы ученикам, пройдите весь путь поиска самостоятельно! Потому что бывает так, что абсолютно невинная тема, например, герои «Герои сказки «Снегурочка» погружает нас в выяснение подробностей родственных отношений, абсолютно не подходящих по возрасту для ученика 1-го класса.
Для организации поиска в Интернете используются разные поисковые системы:
- Гугл http://www.google.ru/
- Яндекс http://www.yandex.ru/
- Рамблер http://www.rambler.ru/
- Поиск@Mail.ru http://go.mail.ru/
Использовать можно любую поисковую систему, исходя из личных пристрастий. А главное в поиске информации в Интернете – правильно сформулировать вопрос.
Для примера и тренировки рассмотрим викторину о шоколаде. Примерные вопросы:
- Откуда взялся шоколад?
- Из чего делают шоколад?
- В чем польза шоколада?
- Когда возникла Челябинская кондитерская фабрика?
- Кто сыграл главную роль в фильме «Чарли и шоколадная фабрика»?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо понять, какие слова мы введем в строку поисковика. Шоколад – безусловно. Два слова откуда взялся – заменяет емкое слово история. Как правило, первая (или одна из первых ссылок) ведет в Википедию, которая является достаточно референтным источником. Второй вопрос обрабатывается аналогично, ключевые слова – шоколад, состав. В третьем вопросе надо помочь ребятам выделить главные слова – польза шоколада. В четвертом и пятом – также необходимо ввести в поисковую строку главные слова вопроса, выделить объект, о котором мы хотим получить информацию – Челябинская кондитерская фабрика, «Чарли и шоколадная фабрика». Обратите внимание, что введя в поисковую строку название фильма в кавычках, вы получите более точные ссылки, так как кавычки заставляют искать точно такую же последовательность слов.
Чаще всего ответ на вопрос содержится уже в первом источнике. Иногда надо прочитать несколько. Главное здесь – умение увидеть, вычленить необходимую информацию.
После того, как выбрана тема, сформулированы примерные вопросы, поиск произведен вами самостоятельно, можно сформировать викторину с разными типами вопросов. Один из вариантов может быть таким.
- Откуда взялся шоколад? (выбери один правильный ответ)
- Чили
- Мексика
- Франция
- Австралия
- Какие продукты могут входить в состав шоколада? (выбери несколько ответов из списка)
- Сахар
- Творог
- Молоко
- Какао
- Подсолнечное масло
- Фруктовый сок
- В чем польза шоколада? (напиши свой вариант ответа)
Шоколад улучшает настроение, вызывает прилив сил, заряжает бодростью. Жиры и сахар, содержащиеся в шоколаде, поставляют энергию в организм в течение долгого времени. Калий и магний, содержащиеся в шоколаде способствуют нормальной работе нервной системы. укрепляют память, повышают внимание, устойчивость к стрессам и укрепляют иммунитет, а теобромин, содержащийся в какао, достаточно эффективен при лечении кашля.
- Когда возникла Челябинская кондитерская фабрика? (выбери один правильный ответ)
- 1900 г
- 1937 г
- 1961 г
- 2000 г.
- Кто сыграл главную роль в фильме «Чарли и шоколадная фабрика»? (выбери один правильный ответ)
- Чарли Чаплин
- Пьер Нарцисс
- Джони Депп
- Максим Галкин
- Стас Михайлов
Если итоговый вариант викторины вам нравится, то именно его далее необходимо создать, используя возможности сервиса Документы http://www.google.ru/.
Пример: |
Пример готовой викторины "Что ты знаешь про шоколад?". |
Факультативно: |
Викторина может быть частью проекта с учащимися. Пример сетевого проекта "Полезен или вреден шоколад?" (итоговое занятие) можно посмотреть по ссылке (автор - Антонова Е.А.). |
Рекомендации по организации работы с учащимися
- Подготовить тематическую подборку книг в классе или в библиотеке школы для поиска ответов.
- Выделить часть вопросов, ответы на которые ученикам предстоит искать с помощью поисковых систем или на тематических сайтах.
- Подготовить точную инструкцию с иллюстрациями для учеников по работе с поисковой системой.
- Провести пробное занятие в компьютерном классе школы с поисковой системой.
- Подготовить распечатки вопросов викторины или организовать стенд в классе.
- Организовать работу со школьниками в викторине, выбрать модель: все отвечают на все вопросы, каждый отвечает на вопросы индивидуально.
- Провести занятие в компьютерном классе, помочь ученикам отметить правильные (на их взгляд) ответы, помочь в поиске информации в Интернет.
- Опубликовать правильные ответы на викторину (в блоге, на стенде в классе), обсудить итоги с учениками, родителями.
Итогом работы по теме является опубликованный в блоге рефлексивный отчет о результатах работыс оценкой сформированности у учащихся УУД «Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета».
|