«Электрический ток в металлах и его направление. Действия электрического тока».
Submitted by Елена Анатольевна Шимончук on пн, 12/03/2012 - 00:24
Ход урока:
1. Организационный моментв виде слайд – шоу под стихотворение
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу раций
И компьютеру на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли, -
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?
Как придумать могли такое,
Что кассета нам песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает.
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь я все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам…
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам. В. Шефнер
2. Экспресс-опрос по пройденному материалу:
1) Что такое электрический ток?
2) Перечислите условия существования электрического тока.
3) Какие вещества называют проводниками электричества?
4) Что такое источник тока?
5) Каково его назначение?
6) Какие виды источников тока вам знакомы?
7) Какую роль играет источник тока в электрической цепи?
8) Рассмотрим электрические цепи (схемы которых даны на доске):
a. Какие основные элементы входят в состав данной электрической цепи?
b. Что должна содержать каждая рабочая электрическая цепь?
c. Какие из предоставленных схем можно считать рабочими?
d. При построении электрических схем допущены ошибки. Какие?
Сообщение темы и цели урока.
3. Объяснение нового материала (обратить внимание ребят на рабочие листы):
Электрический ток в металлах.
Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение.
В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными.
Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решётки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален.
Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Возникает электрический ток. Все электроны начинают двигаться в одном направлении по всей длине проводника, но между ними сохраняется беспорядочное движение (стайка мошкары, движущаяся в сторону ветра).
Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов (просмотр кинофильма).
Скорость движения самих электронов в проводникепод действием электрического поля мала(несколько мм в секунду).
Но почему при замыкании электрической цепи лампочка загорается практически мгновенно?
Оказывается электрическое поле распространяется с огромной скоростью(близкой к С= 300 000 км/с) по всей длине проводника. Под действием электрического поля в упорядоченное движение приходят свободные е, находящиеся не только в подводящих проводниках, но и в спирали сомой лампы.
Поэтому, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике, то имеют в виду скорость распространения по проводнику электрического поля (выполнение задания в рабочих листах).
(просмотр фильма «Электрический ток в металлах» 1 мин.)
2. Направление электрического тока.
В металлах электрический ток – это упорядоченное движение электронов (отрицательно заряженных частиц). Т.к. в основном мы будем сталкиваться с электрическим током в металлах, разумно было бы предположить, что за направление электрического тока принимают направление движения электронов в электрическом проводнике (т.е. от « - » полюса источника к « + »).
Ток возникает и в электролитах – растворах кислот, солей, щёлочей.
Электрический ток в электролитах – упорядоченное движение ионов обоих знаков.
Но вопрос о направлении электрического тока возник задолго до открытия электронов и ионов.
За направление электрического тока приняли направление, по которому могли бы двигаться в проводнике «+» заряды, т.е. от «+» к «-»условие было учтено во всех законах и правилах электрического тока, и после открытия электронов и ионов ничего изменять не стали.
Просмотр кинофильма «Направление электрического тока». (Проставить направление тока в схемах рабочего листа).
3. Действия электрического тока.
Рассмотрим 2 проводника. Можно ли по их внешнему виду определить протекает по ним электрический ток или нет? (опыт на демонстрационном столе) Решить эту проблему поможет нам изучение действий электрического тока.
Действиями электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят о протекании электрического тока в данной цепи, т.к. нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике.
Выясним, какие действия может совершать электрический ток. Для этого разделимся на 6 групп, каждая из которых получит свою карточку с экспериментальным заданием. При работе в группах надо не только провести предлагаемый эксперимент, но и сделать определённые выводы из наблюдений и понять, какое действие тока вы наблюдали во время опытов работы. После выполнения экспериментального задания один человек от группы расскажет о своих наблюдениях, а второй человек, во время рассказа, аккуратно заполнит предоставленную таблицу на доске.
Действия электрического тока.
№
группы
Рисунок
Название действия
Применение
1
магнитное
В результате работы, опираясь на карточки, каждая группа запишет место применения изученного действия тока.
2
магнитное
3
химическое
4
химическое
5
тепловое
6
тепловое
4. Перед началом работы, вспомним о технике безопасности:
Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется под напряжением 240В, то в большинстве случаев он не избежит травмы или даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему дело с электричеством, надо помнить следующие правила:
1. Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к двум оголённым проводам.
3. Нельзя собирать, разбирать, исправлять что-либо в электрическом приборе, не отключив его от источника питания.
Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но правила, оговоренные выше, надо соблюдать.
5. Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих листах.
6. Возвращаемся к поставленной проблеме и возможным способам её решения:
Какое, из изученных действий электрического тока, помогло бы нам определить: по какому из проводников течёт ток? Сейчас у специалистов есть приборы, которые могут определить наличие тока в цепи. Например, около проводника с током ориентируется магнитная стрелка.
Но, если на улице мы видим провод, концов которого не видно, то прикасаться к нему опасно для жизни. Без специального образования заниматься починкой электрических цепей или электроприборов недопустимо. Это может закончиться для человека летальным исходом.
7. Закрепление изученного материала с помощью тестовых заданий (где количество правильных ответов будет соответствовать вашей оценке).
9. Подведение итогов урока.
10. Выставление оценок учащимся.
11. Домашнее задание: § 34,35,36. Два письменных задания
одно качественное, а другое расчетное - находятся в