Образовательная:сформировать у учащихся образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую сыграли декабристы в истории Отечества; подвести обучаемых к пониманию, в чем состояли цели и результаты деятельности участников декабристского движения.
Воспитательная: формирование осознанного отношения к фактам отечественной истории и, соответственно, осознанного патриотизма и гражданской позиции; формирование гуманистической системы ценностей; развитие способности к рефлексии.
Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности; продолжить формирование умений анализировать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения о фактах прошлого.
Тип урока:комбинированный.
Используемые технологии:игровая технология с использованием групповых и проблемных методов обучения.
Основные понятия темы: цензура, династический кризис.
Эпиграфы:
«Отчизне посвятим души прекрасные порывы». (А.С.Пушкин)
«Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». (А.И.Герцен)
Опережающее домашнее задание:прочитать соответствующий материл в учебнике и другой литературе (например, Энциклопедия для детей. Т. 5. История России. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М.: Аванта+, 1997).
Ход урока
Подготовительный этап игры, распределение ролей
Класс заранее разбивается на группы, представляющие участников судебного процесса:
Судья(ведущий) – наиболее сильный ученик или учитель. Его задача – направлять ход урока, предоставляя слово тем или иным участникам игры, задавая в случае необходимости вопросы;
Декабристы;
Свидетели защиты;
Свидетели обвинения.
Перед уроком оформляется место проведения игры. На стенах вывешиваются портреты декабристов, план восстания 14 декабря 1825 г., карта «Борьба с крепостничеством и самодержавием в первой половине XIXв.». Парты сдвигаются таким образом, чтобы члены каждой группы сидели рядом друг с другом и лицом к другим группам.
Ход игры
Вступительное слово судьи (примерный текст):
14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание, результаты которого стали многочисленные жертвы. На скамье подсудимых – организаторы и участники восстания (перечисляет фамилии декабристов). Нам предстоит выяснить обстоятельства этого дела, причины, подтолкнувшие подсудимых на восстание, и последствия этого шага. Подсудимые, назовите свои мена, основные вехи жизни и роль в восстании.
Слово обвиняемых
Каждый из декабристов встает и делает краткое сообщение о себе.
Тезисы сообщения:
Год рождения.
Родители.
Воспитание.
Образование.
Служба.
Участие в тайных обществах.
Роль в восстании 14 декабря 1825 г.
Слово свидетелей обвинения
Тезисы выступления:
Участие в деятельности тайных антиправительственных организаций, имеющих целью ликвидацию самодержавия и крепостничества.
Подготовка восстания.
События на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
Восстание Черниговского полка.
Слово обвиняемых
Декабристы отвечают на вопросы судьи, уточняют и дополняют показания свидетелей обвинения.
Слово свидетелей защиты
Тезисы выступления:
На деятельность декабристов повлияли объективные причины.
Программы тайных обществ были прогрессивными для своего времени.
Россия нуждалась в переменах, а власть их производить не желала. Декабристы хотели подтолкнуть общественно-политическое развитие страны.
Слово обвиняемых
Декабристы отвечают на вопросы судьи, дополняют показания свидетелей защиты.
Судья просит участников судебного заседания высказать мнение по поводу причин поражения восстания декабристов.
Слово поочередно предоставляется декабристам, свидетелям обвинения и свидетелям защиты.
Вынесение приговора
Слово судьи (примерный текст)
После подавления восстания к суду было привлечено 579 человек. Пятеро из них – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский – были поставлены «вне разрядов» и казнены. Остальные обвиняемые были распределены на 11 разрядов: сосланы на каторгу, разжалованы в солдаты, прогнаны сквозь строй. Царизм жестоко расправился с восставшими. Нам же предстоит вынести свой приговор.
Можно ли было избежать кровопролития на Сенатской площади?
Кажется ли вам приговор царского суда слишком жестоким?
Назовите смягчающие и отягчающие вину декабристов обстоятельства (если считаете их виновными).
Какое влияние оказало восстание декабристов на общественно-политическую жизнь России?
Вынесите вердикт: «виновны», «не виновны», «виновны, но заслуживают снисхождения» и обоснуйте свое решение.
Подведение итогов игры
Анкета для учащихся
Интересно ли прошел урок?
Чье выступление было более интересным и убедительным?
Что нового вы узнали на уроке?
Есть ли желание проводить подобные уроки?
Что следует изменить или добавить в ход урока?
Обратная связь
Особенностью обратной связи на уроке является то, что учитель имеет много возможностей для наблюдения за поведением учеников без вмешательства в их деятельность.
Наблюдение возможно в ходе группового обсуждения:
кто является лидером, кто – аутсайдером,
насколько дружная работа;
в ходе коллективных выступлений:
насколько ученики активны,
много ли участников дискуссии,
к кому обращаются при ответе – к учителю или к оппонентам;
характер выступлений: глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов;
эмоциональный накал игры.
Результаты наблюдений позволяют определить:
степень усвоения учебного материала;
степень заинтересованности учеников, насколько им интересен материал и формулировка темы;
степень овладения культурой ведения дискуссии.
Интересны для учителя и последние выступления команд. Они максимально показывают, насколько ученики могли понять позицию оппонентов, смогли ли не просто опровергать отдельные положения, а понять логику доказательств и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания ученики могут написать сочинение на тему «Восстание декабристов: преступление или подвиг?»