Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Комплексное повторение видов разборов

Размещено: Наталья Валерьевна Кукушкина - сб, 10/03/2012 - 21:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кукушкина Наталья Валерьевна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №3 г.Семенов учитель русского языка и литературы
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

  1. закреплять знания по изученным темам;
  2. способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  3. воспитывать любовь к русскому языку.

 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
Комплексное повторение видов разборов (фонетического, орфографического, морфологического, словообразовательного, синтаксического).

 

                                                                                     Ход урока.

I.  Организационный момент.

     Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся):

   - Дети, вам тепло?             (Да!)

   - В классе светло?             (Да!)

   - Прозвенел уже звонок?   (Да!)

   - Уже закончился урок?    (Нет!)

   - Только начался урок?     (Да!)

   - Хотите учиться?              (Да!)

   - Значит можно вам садиться!

      Записываем число, классная работа.

II. Постановка задачи.

    Учитель:  Весна! Весна! Как воздух чист,

                     Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

   Учитель:  - Сейчас я прочитала вам стихотворение Е.Баратынского «Весна». А какие виды искусства вам ещё знакомы, кроме поэзии? (ИЗО и музыка).

                   - На доске у нас с вами висят иллюстрации,  на которых изображена ВЕСНА. А по каким признакам можно определить, что это ВЕСНА?

                   - Перед вами 2 вида искусства: ИЗО и поэзия. Каким одним словом можно всё это объединить?  (Весна).

                   - Как вы думаете, почему урок начался со слова ВЕСНА? Только почему – то не хочет зима от нас уходить? Давайте мы с вами нашим уроком поможем ВЕСНЕ одолеть зиму. Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Сегодня на уроке мы это докажем. Рассмотрим слово ВЕСНА с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, словообразование, синтаксис).

III. Комплексное повторение видов разборов.

         - Начнём мы с вами с раздела лексика (начинаем строить солнышко). А что изучает этот раздел? (Лексическое значение слова).

        - Итак: ВЕСНА и ЛЕКСИКА.

        - А что означает слово ВЕСНА? (Весна – время года, следующее за зимой).

        - А если вдруг мы с вами не знаем значение слова, где можно найти?  (В словаре).

        - Но ведь кроме того, что обозначает слово, нужно знать, как оно правильно пишется. Какой раздел науки изучает правильное правописание слов? (Орфография).

        - Итак: ВЕСНА и ОРФОГРАФИЯ.

        - Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).

        - Запишите ещё 2 слова с этой орфограммой.

        - А теперь найдите в тексте стихотворения слова, где выражаются чувства, что солнышку все рады.

        - Давайте объясним орфограммы, которые найдём в этом отрывке.

        - Правильное правописание слов изучает орфография, а произносим мы звуки речи. Какой раздел это изучает? (Фонетика).

        - Итак: ВЕСНА и ФОНЕТИКА.

 (На доске записаны транскрипции слова ВЕСНА: [ВЕСНА]

 [В'ИСНА]  [ВИСНА]  [ВЭСНА].

 Задание:Выбрать транскрипцию к слову ВЕСНА.

 Произвести фонетический разбор этого слова

 ВЕСНА  [В'ИС/НА]

  в [в' ] – согл., зв., мягк., парн.

  е [и] –  гл., безудар. 

  с [с] –  согл., глух., тв., парн.

  н [н] –  согл., сон.,  тв., непарн.

  а [а] – гл., уд.

_____________________________________

                               5 букв, 5 звуков

 

Учитель:В начале урока мы сказали, что русский язык богат, и с одним словом можно творить чудеса. И мы с вами переходим к следующему разделу – словообразование. Что изучает этот раздел? (Строение слов и способы их образования).

 - Итак: ВЕСНА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- А что мы должны учитывать, чтобы правильно разобрать слово по морфемам? (Лексическое значение слова).

- Давайте попробуем выбрать родственные слова к слову ВЕСНА.

 ВЁСНЫ

 ВЕСЕННИЙ

 ВЕСЕЛО

 ВЕСОВЩИК
 ВЕСНУШКА

- А теперь выполним морфемный разбор этих слов:

 

ВЕСНА , ВЕСЕНН ИЙ , ВЕСНУШК А

 

 - Придумайте слова с такими же составами.

 - А сейчас давайте, проведём вашу любимую игру «Составь слово». На доске записано задание, выполнив его получите слово, которое непосредственно связано с нашей темой ВЕСНА.

 ∩ - в слове снежинка

 ¬ - в слове подъехали

 ^ - в слове лесник

ٱ– в слове ученики

                           ( подснежник и )

 - Ребята, а что такое подснежники?

 - А какой частью речи является это слово? (Существительным).

 - Какой раздел изучает существительное? (Морфология).

 - Итак: ВЕСНА и МОРФОЛОГИЯ.

 - А что вы знаете о существительном? Проведём небольшой тест по теме «Имя существительное» (Тест на отдельном листе. Самопроверка: должно получиться слово ВЕСНА)

 - А сейчас выполним морфологический разбор этого слова

    ВЕСНА – существительное

  I.(Что?) весна. Н. ф. – весна.

  II. одушевл., нариц., 1 скл., ж. р., в ед. ч., им. п.

  III. ВЕСНА

- Ребята, а можно с этим словом составить словосочетание? Какое?

- Какой раздел изучает словосочетание? (Синтаксис).

- А что ещё изучает синтаксис? (Предложение).

 - Итак: ВЕСНА и СИНТАКСИС.

 Задание: Выполнить синтаксический разбор предложения:

       с.           гл.         м.             с.             с.

  Весна   дарит   нашему    сердцу    радость.

 

 (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., неослож.)

 

   [ _______   __________                   _ _ _  _ _ _ ].

                  

   

дарит        сердцу

 

дарит        радость

 

сердцу      нашему

 

 - Ребята, на доске было записано предложение, но кто-то стёр слова и оставил только первые буквы слов. Попробуйте восстановить предложение по первым буквам  слов. А для  кого это задание кажется трудным, попробуйте составить своё предложение о весне.

 

  В…..   п…. из д…. к… п… п…

 

- Выполните самостоятельно синтаксический разбор своих предложений.

 

IV. Итог урока. Домашнее задание.

 - Учитель: Ребята, посмотрите, какое у нас с вами получилось солнышко. Оно засияло лучиками. И помог нам в этом русский язык. Вот какой богатый русский язык! Удалось нам с вами это доказать?

 - Ребята, кому сегодня на уроке было интересно?

 - А у кого возникли трудности?

 - Значит, нам есть  над  чем работать

 - Домашнее задание также будет связано с разнообразием русского языка. Попробуйте дома написать сочинение о том, как богат русский язык и для чего  его нужно изучать. 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн