Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся):
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно вам садиться!
Записываем число, классная работа.
II. Постановка задачи.
Учитель: Весна! Весна! Как воздух чист,
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Учитель: - Сейчас я прочитала вам стихотворение Е.Баратынского «Весна». А какие виды искусства вам ещё знакомы, кроме поэзии? (ИЗО и музыка).
- На доске у нас с вами висят иллюстрации, на которых изображена ВЕСНА. А по каким признакам можно определить, что это ВЕСНА?
- Перед вами 2 вида искусства: ИЗО и поэзия. Каким одним словом можно всё это объединить? (Весна).
- Как вы думаете, почему урок начался со слова ВЕСНА? Только почему – то не хочет зима от нас уходить? Давайте мы с вами нашим уроком поможем ВЕСНЕ одолеть зиму. Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Сегодня на уроке мы это докажем. Рассмотрим слово ВЕСНА с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, словообразование, синтаксис).
III. Комплексное повторение видов разборов.
- Начнём мы с вами с раздела лексика (начинаем строить солнышко). А что изучает этот раздел? (Лексическое значение слова).
- Итак: ВЕСНА и ЛЕКСИКА.
- А что означает слово ВЕСНА? (Весна – время года, следующее за зимой).
- А если вдруг мы с вами не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре).
- Но ведь кроме того, что обозначает слово, нужно знать, как оно правильно пишется. Какой раздел науки изучает правильное правописание слов? (Орфография).
- Итак: ВЕСНА и ОРФОГРАФИЯ.
- Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
- Запишите ещё 2 слова с этой орфограммой.
- А теперь найдите в тексте стихотворения слова, где выражаются чувства, что солнышку все рады.
- Давайте объясним орфограммы, которые найдём в этом отрывке.
- Правильное правописание слов изучает орфография, а произносим мы звуки речи. Какой раздел это изучает? (Фонетика).
- Итак: ВЕСНА и ФОНЕТИКА.
(На доске записаны транскрипции слова ВЕСНА: [ВЕСНА]
[В'ИСНА] [ВИСНА] [ВЭСНА].
Задание:Выбрать транскрипцию к слову ВЕСНА.
Произвести фонетический разбор этого слова
ВЕСНА [В'ИС/НА]
в [в' ] – согл., зв., мягк., парн.
е [и] – гл., безудар.
с [с] – согл., глух., тв., парн.
н [н] – согл., сон., тв., непарн.
а [а] – гл., уд.
_____________________________________
5 букв, 5 звуков
Учитель:В начале урока мы сказали, что русский язык богат, и с одним словом можно творить чудеса. И мы с вами переходим к следующему разделу – словообразование. Что изучает этот раздел? (Строение слов и способы их образования).
- Итак: ВЕСНА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- А что мы должны учитывать, чтобы правильно разобрать слово по морфемам? (Лексическое значение слова).
- Давайте попробуем выбрать родственные слова к слову ВЕСНА.
ВЁСНЫ
ВЕСЕННИЙ
ВЕСЕЛО
ВЕСОВЩИК
ВЕСНУШКА
- А теперь выполним морфемный разбор этих слов:
ВЕСНА , ВЕСЕНН ИЙ , ВЕСНУШК А
- Придумайте слова с такими же составами.
- А сейчас давайте, проведём вашу любимую игру «Составь слово». На доске записано задание, выполнив его получите слово, которое непосредственно связано с нашей темой ВЕСНА.
∩ - в слове снежинка
¬ - в слове подъехали
^ - в слове лесник
ٱ– в слове ученики
( подснежник и )
- Ребята, а что такое подснежники?
- А какой частью речи является это слово? (Существительным).
- Какой раздел изучает существительное? (Морфология).
- Итак: ВЕСНА и МОРФОЛОГИЯ.
- А что вы знаете о существительном? Проведём небольшой тест по теме «Имя существительное» (Тест на отдельном листе. Самопроверка: должно получиться слово ВЕСНА)
- А сейчас выполним морфологический разбор этого слова
ВЕСНА – существительное
I.(Что?) весна. Н. ф. – весна.
II. одушевл., нариц., 1 скл., ж. р., в ед. ч., им. п.
III. ВЕСНА
- Ребята, а можно с этим словом составить словосочетание? Какое?
- Какой раздел изучает словосочетание? (Синтаксис).
- Ребята, на доске было записано предложение, но кто-то стёр слова и оставил только первые буквы слов. Попробуйте восстановить предложение по первым буквам слов. А для кого это задание кажется трудным, попробуйте составить своё предложение о весне.
В….. п…. из д…. к… п… п…
- Выполните самостоятельно синтаксический разбор своих предложений.
IV. Итог урока. Домашнее задание.
- Учитель: Ребята, посмотрите, какое у нас с вами получилось солнышко. Оно засияло лучиками. И помог нам в этом русский язык. Вот какой богатый русский язык! Удалось нам с вами это доказать?
- Ребята, кому сегодня на уроке было интересно?
- А у кого возникли трудности?
- Значит, нам есть над чем работать
- Домашнее задание также будет связано с разнообразием русского языка. Попробуйте дома написать сочинение о том, как богат русский язык и для чего его нужно изучать.