Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тайны симфонического оркестра

Фото пользователя Светлана Николаевна Дмитриева
Submitted by Светлана Николаевна Дмитриева on Tue, 31/03/2009 - 01:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дмитриева Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
учитель музыки МОУ "Погранично-таможенно-правовой лицей" г. Пскова
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемое оборудование: 

·        Презентация;

·        Карточки-раскраски (для дом. задания);

·        Тексты песен;

·        Буклет-подарок «Симфоническое братство муз. инструментов»;

·        Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

 

 

Краткое описание: 
План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся по теме урока. 4. Объяснение нового материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. 6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Ход урока:

Муз. приветствие: «Колокольчик».


Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

Исполнение песни «Наш дом приглашает друзей».

Объяснение нового материала.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

 

Сообщение учеников:

 Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

         В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

 

У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

 (Слайд № 2)

 У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. 

 (Слайд № 3)

У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)

У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.

(Слайд №9)

У. - Струнно-смычковая группа инструментов.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. –Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. – Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)

1.     Струнно-смычковые инструменты:

 (Слайд № 10)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2.     Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 11)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3.     Медные духовые инструменты:

 (Слайд № 12)

труба, тромбон, валторна, туба.

4.     Ударные инструменты:

 (Слайд № 13)

 треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5.     Клавишные и одиночные инструменты:

 (Слайд № 14)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

 (Слайд № 15)

У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:

 (Слайд № 16)

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)

 

У. -  Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                          

 (Слайд № 17)

Кто невежливый такой:

 

 

Повернулся к нам спиной,

 

Стал размахивать руками

 

Прямо в зале перед нами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не приучен он к порядку

 

 

Или делает зарядку?

 

 

 

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

ДИРИЖЕР

 

 

 

(Слайд № 18)

 

 

 

 

 

 

 

 

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

(Слайд № 19)

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

У. -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20)

         - Евгений Светланов (1928-2002) –

выдающийся советский  и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);

         - Вероника Дударова (1916-2009)-

 ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

         - Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

         - Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

 

У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

 (Слайд № 21)

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. -(дают свой ответ)

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

Игра «Поиграем в оркестр».

(Слайд №22)

            Учащимся предлагаются шумовые инструменты,  выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.  Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”.)

У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

У. - Как вы думаете почему?

Д. - (Учащиеся дают свои ответы.)

У. - Многие  известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.

 (Слайд № 23)

(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)

Но об одном из них хочется сказать отдельно.

Сегодня – 18 марта - исполняется 165 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

(Слайд № 24)

У. – А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

v    «Третий лишний».                            

 (Слайд № 25)

У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, саксофон
  • Гобой, труба, кларнет
  • Барабан, альт, тарелки
  • Тромбон, фагот, валторна

v    «Жанры симфонических произведений».                    

  (Слайд № 26)

У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:

  • Концерт;
  • Вокализ;
  • Песня;
  • Симфония;
  • Соната;
  • Пьеса;
  • Сюита;
  • Кантата;
  • Романс;
  • Музыка к опере;
  • Былина;
  • Музыка к балету;
  • Симфоническая сказка;
  • Увертюра
  • Музыка к кинофильму.

Домашнее задание:

(Слайд № 27)

Найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.

Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа. Я хочу подарить вам  в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов».

 И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

(Слайд № 28)

Исполнение песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».

 

Прикрепленный файл Size
Тайны симфонического оркестра.ppt 2.54 MB
Буклет.doc 74.5 KB
Буклет (продолж.).doc 62.5 KB
марш-партитура.doc 1.12 MB
А4 -найди муз-е инструменты.doc 888.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Тайны симфонического оркестра


Светлана Николаевна, спасибо за урок!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Светлана Николаевна Дмитриева

На: Тайны симфонического оркестра


Урок, действительно, получился неплохой... Добавляю файлы: буклет и домашнее задание.

Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/



Фото пользователя Нелли Викторовна Семенова

На: Тайны симфонического оркестра


 Светлана Николаевна ! Я не была на уроке, но наслышана !!! Молодец !!! Так держать ! Все очень хвалили Вас!!!

 




Фото пользователя Светлана Николаевна Дмитриева

На: Тайны симфонического оркестра


Спасибо! Технический прогресс делает уроки  наглядными и эффективными, а  главное, повышается интерес детей к урокам музыки.   Они мне написали отзывы на открытый урок... Так занятно рассуждали!........

 

Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/



Фото пользователя Марина Николаевна Новосёлова

На: Тайны симфонического оркестра


Очень полезный материал. Огромное спасибо!



Фото пользователя Людмила Ивановна Морозова

На: Тайны симфонического оркестра


Спасибо огромное вам, Светлана Николаевна, за прекрасный урок!А еще за авторские песни! Это все очень пригодится. Большая просьба, поместите, пожалуйста минусовку песни "Я хочу увидеть музыку" Заранее, большое спасибо!!!
lUCY



Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: Тайны симфонического оркестра


Светлана Николаевна, спасибо большое за урок!!!! И за разнообразные инструменты!!!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн