Объяснение нового материала.
(Слайд № 1)
У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
(Слайд № 2)
У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
(Слайд № 3)
У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)
У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.
(Слайд №9)
У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.
(Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра.)
1. Струнно-смычковые инструменты:
(Слайд № 10)
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Деревянные духовые инструменты:
(Слайд № 11)
флейта, кларнет, гобой, фагот.
3. Медные духовые инструменты:
(Слайд № 12)
труба, тромбон, валторна, туба.
4. Ударные инструменты:
(Слайд № 13)
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
5. Клавишные и одиночные инструменты:
(Слайд № 14)
фортепиано, орган, арфа, челеста.
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
(Слайд № 15)
У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:
(Слайд № 16)
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)
У. - Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
(Слайд № 17)
Кто невежливый такой:
|
|
|
Повернулся к нам спиной,
|
|
Стал размахивать руками
|
|
Прямо в зале перед нами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не приучен он к порядку
|
|
|
Или делает зарядку?
|
|
|
|
С кем звучит оркестр и хор?
|
Знаем, это …
ДИРИЖЕР
(Слайд № 18)
|
|
|
|
|
|
|
|
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
(Слайд № 19)
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Слайд № 20)
- Евгений Светланов (1928-2002) –
выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
- Вероника Дударова (1916-2009)-
ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 21)
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. -(дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?
Игра «Поиграем в оркестр».
(Слайд №22)
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет “оркестром” “дирижер”.)
У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. - Как вы думаете почему?
Д. - (Учащиеся дают свои ответы.)
У. - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
(Слайд № 23)
(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
Но об одном из них хочется сказать отдельно.
Сегодня – 18 марта - исполняется 165 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.
(Слайд № 24)
У. – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
v «Третий лишний».
(Слайд № 25)
У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
- Труба, валторна, флейта
- Литавры, арфа, тарелки
- Скрипка, контрабас, саксофон
- Гобой, труба, кларнет
- Барабан, альт, тарелки
- Тромбон, фагот, валторна
v «Жанры симфонических произведений».
(Слайд № 26)
У. – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр:
На: Тайны симфонического оркестра
С уважением, Антонина Александровна
На: Тайны симфонического оркестра
Урок, действительно, получился неплохой... Добавляю файлы: буклет и домашнее задание.
На: Тайны симфонического оркестра
Светлана Николаевна ! Я не была на уроке, но наслышана !!! Молодец !!! Так держать ! Все очень хвалили Вас!!!
На: Тайны симфонического оркестра
Спасибо! Технический прогресс делает уроки наглядными и эффективными, а главное, повышается интерес детей к урокам музыки. Они мне написали отзывы на открытый урок... Так занятно рассуждали!........
На: Тайны симфонического оркестра
На: Тайны симфонического оркестра
На: Тайны симфонического оркестра
Светлана Николаевна, спасибо большое за урок!!!! И за разнообразные инструменты!!!