Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:
- Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
- Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
- Профилактика школьных страхов.
В течение трех последних лет коллектив дошкольного учреждения планомерно обогащал предметно-развивающую среду материалами по теме. Работа велась по следующим направлениям:
- организация в подготовительной к школе группе «Школьного уголка» (после разработки перечня и сроков внесения материалов);
- изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
- изготовление дидактических игр (включая речевые);
- наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
- наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
- каталогизация литературных материалов по теме.
В настоящий момент подготовительная группа и методический кабинет располагает следующими материалами.
Наглядные материалы:
● Набор картинок «Школьные помещения».
● Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
● Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)
● Фотоальбом «Наши родители – школьники» (оформляется в каждой подготовительной группе к Дню знаний).
● Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Дидактические игры – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. В результате планомерной работы «Уголок школьника» пополнился играми:
«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
«Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
«Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр – решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.
Например, цель игры «Закончи предложение» (для детей подготовительной группы) - закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах, употреблять местоимения «он», «она», «оно»; изменять глаголы по лицам. Оснащение игры: мяч.
Ход игры:
1. Взрослый называет первое слово предложения и побуждает ребенка закончить его, правильно употребляя слова.
Ученик … (читал). Ученица … (читала). Ученики … (читали).
Ученик … (поднимал руку). Ученица … (поднимала руку). Ученики … (поднимали руки). И т.д.
2. Взрослый предлагает заменить существительные местоимениями: ученик – он, ученица – она, ученики – они.
Он … (учился). Она … (училась). Они … (учились). И т.д.
3. Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: «Саша читает не просто забавный рассказ, а … (какой?) – забавнейший. И т.д.
Картотека насчитывает 9игр для детей старшего возраста («Что забыл нарисовать художник», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.); и 10игр для детей подготовительной группы («Продолжи словесный ряд», «Закончи предложение, «Слова-родственники» и др.). Воспитателями отмечен особый положительный эффект систематического проведения игр. Они непродолжительны по времени проведения (3-5 минут), по содержанию – интересны и понятны детям, проходят живо и непринужденно и, тем не менее, обеспечивают целевую речевую практику.
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника – важнейшее условие формирования готовности к школе. Проблема редукции (от латинского reduction - упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета. Введены в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:
Задачи воспитания:
- Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
- Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
- Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.
Роли:
- Учитель.
- Ученики, в том числе – дежурный.
- Техническая.
Ролевое поведение:
- Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур – изображения, и т.д.
- Ученик выполняет требования учителя – решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный – сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
- Техническая подает звонки.
Оснащение:
Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.
Предварительная работа:
Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).
Развитие сюжета:
Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).
Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус», «Экскурсия по Ярославлю».
Работа по развитию игровых сюжетов ведется и в другом направлении: творческая группа разработала и изготовила наглядный материал (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.
Литературные материалы:
● «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д. Вот пример одного из них:
Не списывай
Щенок к Котенку подбегает,
Его в сторонку отзывает
И шепчет: «Друг мой, выручай!
Списать задачу срочно дай!
Решить ее я не сумел,
Да и не очень-то хотел…»
Задачу наш герой списал,
Но смысл ее не разобрал.
Ответить у доски не смог,
И «двойку» получил Щенок.
Ребята, я задам вопрос:
Чтоб не было обид и слез,
Что лучше – самому решать
Или, не думая, списать?
В цикл входит тридцать два стихотворения, что дает педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.
● «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входит около 50стихотворений и прозаических произведений отечественных авторов разных поколений. Для удобства воспитателей все они входят в единую книгу. Таким образом педагог не тратит время на поиски запланированного в «Чтениях о школе» произведения.
● «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):
Диафильмы:
- Разговор о школе.
- «В стране невыученных уроков».
Мультипликационные фильмы (формат DVD)
- «Переменка № 1».
- «Приключения запятой и точки»;
- «В стране невыученных уроков»;
- «Проделкин в школе»;
- «На задней парте», выпуски 1-4.
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.
Материалы по информационной поддержке родителей
В каждом дошкольном учреждении реализуется свой план по поддержке воспитательной компетентности семей в момент подготовки перехода детей в школу. В нашем учреждении хорошо себя зарекомендовала форма читабельных консультаций (в виде буклета на каждого родителя). В них поднимаются самые волнующие родителей темы - развития детской самостоятельности и сохранения достоинства в новых непростых ситуациях, связанных с безопасностью детей, использованием денег, построения взаимоотношений в незнакомом коллективе. Темы консультаций – «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.
|
На: Организация «Уголка будущего школьника»в подготовительной к
Татьяна Геннадьевна! Спасибо за полезный материал!